Перестаньте оправдывать токсичных начальников

Перестаньте оправдывать токсичных начальников
|26 января 2021| Шон Макклин Стивен Кортрайт Трой Смит Чунхёк Йим

Очень многим доводилось работать с начальником, который позволяет себе нападки на подчиненных и унижает их. Такое поведение принимает разнообразные формы: публичное оскорбление, нарушение личных границ или сплетни за спиной. Подобные токсичные действия ведут не только к неудовлетворенности и стрессу у сотрудников, но и к гораздо более серьезным последствиям, таким как алкоголизм, семейные конфликты и проблемы со здоровьем. Однако начальники, ведущие себя оскорбительно, продолжают сеять хаос и оставлять за собой разрушения. Почему же организации и сотрудники мирятся с токсичным поведением руководителей?

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Personnel Psychology, мы рассмотрели одно из возможных объяснений: после столкновения с токсичным начальником многие люди прислушиваются к «лучшим ангелам нашего естества», как говорил Авраам Линкольн, и прощают некорректность, особенно когда начальник пытается загладить свое неподобающее поведение. Например, бывший президент США Линдон Джонсон был известен своей суровостью к персоналу: он постоянно ругал подчиненных на людях, звонил с просьбами среди ночи и кидался предметами, когда они работали недостаточно быстро. Джордж Риди, много лет прослуживший помощником Джонсона, писал в мемуарах, что его жестокость распространялась «даже на тех, кто сделал для него все возможное». Каждый раз, когда Риди задумывался о том, чтобы уйти, Джонсон вручал ему «щедрый подарок» или делал что-то еще, что заставляло Риди «забыть об обидах» и продолжать работать у Джонсона. Однако за все 15 лет, что они работали вместе, Джонсон не изменил своего поведения по отношению к Риди — и, может быть, даже стал обращаться с ним только хуже.

Возможно, руководители вроде Джонсона в действительности не стараются быть любезными с сотрудниками после оскорбительной тирады, а скорее пытаются изображать любезность, чтобы манипулировать своим социальным имиджем, не меняя поведения. Иначе говоря, некоторые начальники умеют проявить себя с хорошей стороны после неприглядного эпизода, что заставляет сотрудников и высшее руководство все им прощать и забывать — пока они не выдадут следующую тираду. И цикл повторяется. В таком случае сотрудники и организации могут невольно поощрять токсичное поведение начальника, будучи слишком снисходительным к нему.

Как ведут себя начальники, оскорбив подчиненных

Мы изучили в своем исследовании эту возможную трактовку с помощью метода ежедневных опросов; это позволило нам узнать о мотивах и поведении оскорбительно ведущих себя руководителей «в режиме реального времени» у выборки тех, кто, согласно недавним исследованиям, лучше всего представляет себе эти мотивы и действия, — у самих руководителей. В частности, мы опросили 79 руководителей, которые вызвались участвовать в нашем исследовании через онлайн-платформу. Их ответы были анонимными, чтобы они могли быть более откровенны, говоря об оскорбительном поведении и чувствах на работе. Дважды в день на протяжении 15 рабочих дней подряд (в течение трех недель) мы опрашивали руководителей из разных организаций в сфере консалтинга, образования, здравоохранения, розничной торговли и в других отраслях и предлагали им описать свои эмоции и дальнейшее поведение после эпизодов, когда они оскорбляли подчиненных. Например, каждое утро мы спрашивали руководителей об их неподобающем поведении в предыдущий день: называли ли они своих подчиненных некомпетентными, нарушали ли их частную жизнь, отзывались ли о них плохо в разговоре с другими людьми. В то же время мы спрашивали руководителей, как их поведение накануне влияло на их текущее моральное состояние и положение в коллективе. И, наконец, позже в тот же день мы спрашивали их, как они вели себя по отношению к сотрудникам в течение дня.

Выяснилось, что после нападок на подчиненных руководители считали, что их социальный имидж пострадал. Особенно выраженным этот эффект был среди тех, кто в начале исследования отмечал, что для них важно быть в глазах сотрудников человеком, который поступает правильно. Иначе говоря, те, кто уделял особое внимание имиджу человека, придерживающегося строгого морального кодекса, в результате оскорбительного поведения, например высмеивания сотрудников, испытывали больше обеспокоенности по поводу своего облика в глазах окружающих.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/855390

2021-01-26T11:42:00.874+03:00

Tue, 26 Jan 2021 08:42:01 GMT

Перестаньте оправдывать токсичных начальников

Что поможет добиться вежливого обращения с сотрудниками

Менеджмент / Корпоративный опыт

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/p/17luhk/original-1kik.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия