Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем важно помнить | Harvard Business Review Russia
Корпоративный опыт

Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем важно помнить

Джон Бендер , Марк Херндон
Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем важно помнить
Фото: Paul Taylor/Getty Images

Приходится ли в период пандемии коронавируса и снижения активности в экономике притормозить покупку активов или теперь для этого самое время? Можно найти много примеров и той, и другой точки зрения на самом высоком уровне. Так, в компании Boeing отказались от сделки по приобретению за $4 млрд 80% гражданского авиастроительного подразделения Embraer и 49-процентной доли в совместном проекте по производству новых военно-транспортных самолетов. В то же время такие компании, как Google, Nestle SA, BlackRock, британский онлайн-ритейлер модной одежды Boohoo и др., публично объявили, что готовы рассматривать сделки по покупке несмотря на неопределенность, вызванную пандемией COVID-19.

Чтобы разобраться, как сегодня на рынке относятся к идее покупки активов, эксперты профессиональной ассоциации в области слияний и поглощений M&A Leadership Council опросили 50 топ-менеджеров компаний на уровне высшего исполнительного звена (С-level) и директоров по развитию и предложили им поделиться своими планами. В выборку вошли участники рынка с опытом сделок по покупке на локальном и глобальном рынке из целого ряда отраслей, включая сферы банковских, финансовых и профессиональных услуг, ПО и технологий, здравоохранение и фармацевтику. Учитывались компании разных размеров в нескольких репрезентативных сегментах по уровню выручки: 25% представленных компаний с оборотом более $5 млрд, по 20% компаний — в диапазонах $1—5 млрд и $100 млн—$1 млрд соответственно и оставшиеся 35% — $10—100 млн.

Мы предложили ответить на пять основных вопросов и оценить, как влияет сложившаяся ситуация на: 1) текущие сделки в разработке на момент наступления кризиса; 2) ожидаемый объем сделок за год; 3) основные планируемые виды сделок на ближайшее будущее; 4) операционные сложности, возникающие для слияний и поглощений (M&A) в период локдауна и ограничения перемещений, а также 5) внутренние ресурсы и возможности M&A.

Текущие сделки

В проведенном опросе более половины респондентов (51%) сообщили, что «временно приостановили» текущую работу по сделкам, чтобы выиграть время и оценить возможные сроки восстановления рынка либо отложить решения, находящиеся на ранней стадии рассмотрения — на стадии протокола о намерениях или предварительной финансово-правовой экспертизы (due diligence). Еще 14% респондентов указали, что незамедлительно остановили все незакрытые сделки. Тем не менее выяснилось, что по сделкам на завершающем этапе работа по-прежнему продолжается: около 12% респондентов сообщили, что пытаются ускорить процесс для более оперативного их закрытия, а еще 12% отметили, что всецело рассчитывают довести сделку до конца при условии успешного пересогласования ее стоимости или условий. Остальные 11% респондентов выбрали «не знаю или неприменимо».

Объем сделок

Что касается прогнозного объема сделок (наш второй вопрос), вряд ли кого-то удивит, что 26% респондентов ответили, что ожидают его существенного сокращения во втором — четвертом квартале 2021 года. Большинство покупателей (51%) рассчитывают избрать выжидательную позицию на будущее, пока не будет понятно, в какие сроки и как будет происходить восстановление экономики.

И даже при таком отрезвляющем, хоть и вполне ожидаемом положении дел, выясняется, что существует и еще одна важная и обнадеживающая парадоксальная стратегия роста, которую выбирают руководители и компании, рассматривающие этот кризис как источник новых возможностей. Немалое число респондентов (23%) не отмечали никаких изменений по прогнозным объемам сделок или сообщили, что до конца года намерены наращивать обороты с учетом роста количества потенциальных объектов поглощения в сложившейся ситуации и более благоприятных стоимостных параметров в условиях кризиса. Дальнейший анализ этих оценок подвел к важным выводам, которые могут пригодиться другим руководителям и участникам сделок, рассчитывающим развивать бизнес своих компаний в период пандемии COVID-19 и по ее окончании.

В комментариях тех, кто не сворачивает активность в области слияний и поглощений, неоднократно можно было проследить следующие стратегические направления.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему скучная работа не может быть эффективной
Шэрон Паркер,  Даниэла Андреи,  Аня ван ден Брук