«Так здесь принято»: как строить культуру по принципу общей ответственности | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Так здесь принято»: как строить культуру по принципу
общей ответственности

Почему корпоративная культура — это дело каждого сотрудника

Автор: Дениз Ли Йон

«Так здесь принято»: как строить культуру по принципу общей ответственности
Иллюстрация: Galaxy/vitalik19111992/Getty Images

читайте также

О чем знают китайские маркетологи

Кимберли Уитлер

Почему живой диалог важнее презентации

Джон Коулмен

Как оставаться лидером, когда все работают из дома

Вартан Диланян

Менеджмент не профессия, но ему вполне можно научить

Роджер Мартин

Вот как раньше было принято управляться с организационной культурой: задачи по ее формированию генеральный директор поручал отделу кадров. Отдел кадров придумывал, как донести до сотрудников информацию о миссии и ключевых ценностях, разработанных генеральным директором и топ-менеджментом компании. Сотрудники получали различные бонусы вроде бесплатных закусок в комнате отдыха и ежемесячного празднования дней рождения. Некоторые HR-менеджеры предлагали устраивать ежегодный опрос для оценки вовлеченности сотрудников и представлять его результаты руководителю. В конечном счете, сформировав список предстоящих мероприятий по развитию корпоративной культуры, генеральный директор вместе с отделом кадром переключались на другие приоритеты.

Этот подход больше не работает по нескольким причинам. Во-первых, из-за пандемии COVID-19 руководители стали иначе взаимодействовать с подчиненными, а коллеги — общаться между собой. Помимо этого, необходимость быстро адаптироваться и сохранять гибкость во время пандемии помогла доказать, что стиль руководства «сверху вниз» неэффективен. Во-вторых, корпоративная культура приобрела еще большее значение на фоне громких кризисов, подобных тем, что пережили Uber и Wells Fargo; на фоне усиления принципа разнообразия, равенства и инклюзии, а также продолжающейся войны за лучшие кадры. Культура стала стратегическим приоритетом, влияющим в том числе на прибыль организации. Делегирование и иерархический подход в этом вопросе больше не работают.

Некоторые организации уже изменили свой подход к формированию корпоративной культуры и теперь руководствуются принципом общей ответственности. Важно отметить, что эта модель не предполагает размывания понятия корпоративной культуры до некоей аморфной концепции, на которую все влияют, но за которую никто не отвечает и никто ей не руководит. Общая ответственность за культуру всей организации лежит на самых разных людях и функциональных подразделениях, играющих разные роли в развитии и поддержании корпоративной культуры.

В этом контексте культуру можно определить как систему паттернов поведения, подходов и убеждений, определяющую поступки всех членов организации (то, «как здесь принято») — включая как формальные нормы, так и негласно установленные правила взаимодействия и выполнения задач. Во многих организациях сохраняется разрыв между существующей и «желаемой» культурой — той, что нужна компании для достижения целей и реализации задуманных стратегий. В новой модели каждый участник несет равную ответственность за формирование и развитие желаемой культуры.

Данный подход предполагает разные роли в формировании и развитии культуры. Участие в этом процессе может реализовываться как через формальные роли, так и через неформальные сферы влияния, а сам подход отражает фактический стиль работы современных организаций. Он также подразумевает четкую ответственность за результат. Несмотря на то, что фактические методы реализации этого подхода могут варьироваться в зависимости от типа, размера, возраста и структуры организации, общий принцип равного распределения ответственности выглядит следующим образом:

  1. Совет директоров: руководит процессом определения и развития желаемой культуры, обеспечивает ее соответствие бизнес-целям и потребностям всех заинтересованных сторон.

  2. Генеральный директор и топ-менеджмент: задают желаемую культуру и развивают ее через лидерство (ставят цели, разрабатывают стратегии и определяют ключевые результаты в рамках приоритета по формированию корпоративной культуры), а также проектируют внутренние организационные процессы таким образом, чтобы они поддерживали основные цели компании и отражали ее ключевые ценности.

  3. Отдел кадров: проектирует условия найма и работы сотрудников таким образом, чтобы они подкрепляли развитие желаемой культуры. Внедряет стратегии и программы, позволяющие остальным членам организации выполнять свои обязанности в поддержании внутренней культуры, например, организовывает тренинги по развитию лидерских качеств и навыков по формированию культуры и вовлечения сотрудников; разрабатывает руководства и такие процессы, как управление производительностью, а также системы поощрения и признания, способствующие развитию желаемой культуры.

  4. Отдел комплаенса, рисков и этики: предоставляет генеральному директору и высшему руководству компании информацию о желаемой корпоративной культуре с точки зрения этики и рисков. Обеспечивает соответствие желаемой культуры стратегиям управления рисками компании при помощи различных инструментов (например, дерева этических решений), процессов (например, программы по заявлению о нарушениях) и систем (например, мониторинга соблюдения нормативно-правовых норм), которые бы соответствовали желаемой корпоративной культуре.

  5. Менеджеры среднего звена: выстраивают внутренние процессы таким образом, чтобы они правильно преподносили и укрепляли желаемую культуру. Внедряют стратегии по формированию культуры, вовлекают в этот процесс сотрудников и отвечают за выполнение ими своих обязанностей в развитии культуры.

  6. Сотрудники: предоставляют генеральному директору и высшему руководству информацию о желаемой культуре и программам и тактикам по формированию культуры, высказывают свои замечания о том, совпадает ли желаемая культура с реальной культурой, взглядами клиентов, а также потребностями и ожиданиями работников. Они предоставляют обратную связь о выполняемой работе по формированию культуры и идеи для новых начинаний. Они должны создавать, соблюдать и укреплять правила и распорядки, соответствующие желаемой культуре, а также следить, чтобы их поведение и поступки также ей соответствовали.

Роли совета директоров и менеджеров среднего звена

Руководствуясь принципами нового подхода к распределению ответственности за формирование культуры, давайте рассмотрим роли двух групп, которые могут быть менее понятны: совета директоров и менеджеров среднего звена.

Совет директоров

Культура организации может быть как ее достоянием, так и фактором риска. Адриан Монтегю, бывший председатель Aviva plc, говорил: «Культура — это клей, который связывает организацию. Она оказывает значительное влияние на эффективность, этику и управление компанией. Разве совет директоров может не заботиться о том, соответствует ли корпоративная культура заявленной цели?» И тем не менее, по данным Совета по финансовой отчетности, члены совета директоров часто не принимают активного участия в формировании культуры.

Более того, согласно статье в HBR и CGLythics, средний срок пребывания в должности генерального директора сократился по сравнению со средним сроком пребывания в должности члена совета директоров и составляет теперь примерно пять лет (для члена совета директоров этот показатель выше более чем в два раза). Получается, что члены совета директоров располагают большим количеством времени для донесения целей компании и оценки результатов деятельности организации в этом направлении. А по данным издания strategy+business, все чаще ожидается, что члены советов директоров будут нести больше ответственности за такие аспекты, как цель, миссия и основные ценности организации.

Таким образом, совет директоров должен играть более активную роль в деле формирования корпоративной культуры. Его члены должны формировать содержание и определять развитие желаемой культуры, а также обеспечивать ее соответствие бизнес-целям и потребностям всех заинтересованных сторон. Для этого члены совета директоров должны:

  • Сделать формирование культуры регулярным пунктом повестки дня на заседаниях совета директоров;

  • Обсуждать с генеральным директором или владельцем компании, руководителями отделов кадров, комплаенса, рисков и этики, а также разнообразия, этики и инклюзии приоритеты, сильные стороны, недостатки и проблемы в сфере корпоративной культуры;

  • Проводить аудит и оценку культуры, а также анализ результатов и запланированных действий;

  • Учитывать способности к культурному лидерству при назначении следующего генерального директора компании и руководителей высшего звена;

  • Проверять качество публичных заявлений об организационной культуре.

Совет директоров некоммерческой организации WaterAid активно следит за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее ценностям. Члены совета регулярно участвуют в дискуссиях — с руководителями, другими членами совета директоров и персоналом компании в рамках семинаров по конкретным вопросам — об изменении рабочего контекста организации и о том, как это поможет продвинуться в достижении главной цели компании.

Британская телекоммуникационная компания TalkTalk — еще один пример выполнения советом директоров обязанностей по формированию общей культуры. Резкие изменения начались после кризиса с утечкой данных; члены совета директоров стали совершенно иначе смотреть на риски. Вместо того, чтобы выполнять исключительно технические обязанности и постоянно спрашивать других: «У нас все в порядке?», директора стали активнее участвовать в формировании организационной культуры и управлении рисками. Задавшись вопросом: «С какими рисками мы имеем дело и как мы можем их минимизировать?», члены совета директоров получают возможность точнее оценивать уровень риска, которому подвержена их компания.

Менеджеры среднего звена

Лидеры среднего уровня в организационной иерархии — например, начальники отделов, менеджеры магазинов и руководители отдельных программ, сильнее всего влияют на повседневную жизнь сотрудников, а потому играют ведущую роль в корпоративной культуре. Однако во многих организациях менеджеры среднего звена обычно не наделены полномочиями влиять на корпоративную культуру в той же степени, что и руководители более высокого уровня — часто о них просто забывают в ходе планирования мероприятий по формированию желаемой культуры.

Менеджеры среднего звена могут и должны играть решающую роль в развитии желаемой культуры. Они должны:

  • Отвечать за то, чтобы инструменты, среда и нематериальные аспекты повседневной жизни сотрудников соответствовали общей стратегии их развития и пребывания в компании;

  • Применять общеорганизационные цели, стратегии и ключевые результаты по формированию культуры в контексте своей команды или подразделения;

  • Проводить инструктаж и обучение сотрудников для усиления их вовлеченности в желаемую культуру;

  • Рассказывать о концепции и быть ролевой моделью желаемой культуры.

Меня поразило, насколько существенное влияние оказывают на формирование культуры менеджеры среднего звена, по данным тематического исследования крупного нефтедобывающего предприятия, опубликованного в журнале Organization Science. В то время как большинство сотрудников, привыкших работать в старой культуре и со старыми процессами, с сопротивлением встретили инициативу по изменению корпоративной культуры, одно подразделение компании успешно адаптировалось к нововведениям благодаря опытной управленческой команде. Менеджеры этого подразделения установили ответственность за определенные действия, ввели санкции за несоблюдение установленных норм поведения, разработали и внедрили новые метрики в поддержку новой культуры. Им удалось сделать то, что не получалось у высшего руководства, потому что их методы формирования культуры соответствовали их роли руководителей среднего звена.

Добивайтесь результатов за счет общей ответственности

В 2012 году специалисты компании Old Mutual Wealth обнаружили, что если все группы и подразделения организации несут равную ответственность за формирование культуры, то в качестве результата компания получает здоровую, согласованную и эффективную культуру, что положительно сказывается на бизнесе. Пока компания восстанавливалась после финансового кризиса, руководство фирмы решило пересмотреть корпоративную цель и получило менеджерам высшего звена следовать намеченному курсу.

Для того чтобы стимулировать развитие клиентоориентированной культуры, руководители разработали новую стратегию по улучшению качества обслуживания, назначили директора группы по работе с клиентами и установили общеорганизационные, клиентоориентированные модели поведения, которые впоследствии были инкорпорированы в процесс оценки эффективности сотрудников, системы обратной связи для менеджеров и общие опросники. Для дальнейшей реализации ценностей новой культуры они внедрили новую групповую операционную модель и создали новые модели управления.

Столь обширные изменения породили в организации новую культуру, в рамках которой каждый сотрудник взял на себя ответственность за собственные решения — и в первую очередь, генеральный директор, который четко дал понять, что не будет винить сотрудников за плохие новости. В течение года 90% британских и европейских страховых предложений были заменены новыми продуктами, которые соответствовали видению совета директоров. А цена акций Old Mutual выросла более чем вдвое за пять лет.

Примите изменения и требования новой культуры

Переход к культуре, основанной на общей ответственности, одновременно является отражением и первопричиной необходимых изменений в природе организационной культуры и ее влияния на бизнес.

Новый подход показывает, что из кодекса, установленного лидерами, организационная культура превратилась в набор инструментов, из которого все могут извлечь пользу и внести свой вклад. Как отмечают авторы недавнего обзора Stanford Social Innovation Review: «Культура сохраняется только потому, что люди деятельно отстаивают ее принципы и кодексы». Когда сотрудники начнут воспринимать культуру как ресурс для формирования своих навыков и привычек, а не как свод законов, установленный высшим руководством, сама культура начнет «проявляться и воплощаться на практике».

Культура компании должна быть адаптируемой. На любую организацию давят как внешние факторы, так и внутренние изменения, например, смена руководства или расширение бизнеса. Культура должна меняться, чтобы идти в ногу с этими изменениями. В долгосрочной перспективе попытки закрепить определенный тип культуры в лучшем случае просто потерпят неудачу; в худшем случае они будут ослаблять конкурентоспособность и устойчивость организации.

Это указывает на ключевое условие для реализации подхода общей ответственности в формировании культуры. Все должны знать и принимать изменения в культуре. Возможно, не все будут одобрять эти изменения, но люди должны понять, в чем их смысл, и согласиться поддерживать.

Для того чтобы в организации сложилась желаемая культура, все ее члены должны иметь четкое, последовательное и общее понимание ее сути — и все они должны вместе прилагать целенаправленные и скоординированные усилия к ее развитию. Несмотря на то, что все люди и группы по-своему отвечают за развитие желаемой культуры, все они равно ответственны за достижение нужного результата.

Новая задача генерального директора и членов высшего руководства заключается не том, чтобы устанавливать культурные нормы сверху, а в том, чтобы расставлять приоритеты и выделять ресурсы для достижения поставленной цели.

Об авторе

Дениз Ли Йон (Denise Lee Yohn) — ведущий специалист по позиционированию брендов и созданию организаций. Имеет 25-летний опыт работы с компаниями мирового уровня, включая Sony и Frito-Lay. Дениз — консультант, спикер и автор бестселлера «What Great Brands Do: The Seven Brand-Building Principles that Separate the Best from the Rest», а также новой книги «FUSION: How Integrating Brand and Culture Powers the World’s Greatest Companies».