Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель? | Harvard Business Review Russia
Корпоративный опыт

Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель?

Оливия Бегассе де Даэм
Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель?
Ricardo Tomás

Многие считают мигрень просто очень сильной головной болью. Однако в реальности мигрень — это хроническое заболевание, симптомы которого приносят гораздо больше ущерба здоровью, чем обычная головная боль. Приступы мигрени зачастую сопровождаются интенсивной болью, затруднениями в мышлении, ухудшением зрения, головокружением, тошнотой, повышенной чувствительностью к свету, звукам и запахам. Более того, согласно данным исследований, мигрень является одним из мощнейших факторов, приводящих к ухудшению качества жизни в долгосрочной перспективе. Уровень ее распространенности чрезвычайно высок: 47 млн американцев и более миллиарда людей по всему миру страдают от мигреней; при этом пик заболевания приходится на наиболее продуктивные в карьерном смысле годы (25—55 лет).

Распространенность заболевания и его негативное влияние на трудоспособность означает, что оно приводит не только к страданиям пациентов, но и к значительным убыткам. Свежих исследований довольно мало, но данные за последние пару десятилетий демонстрируют, что упадок продуктивности, вызванный мигренями, ежегодно обходится американским работодателям по меньшей мере в $13 млрд, а европейским — в €27 млрд. Сумма этих убытков за последние годы, вероятно, только возросла; некоторые из этих потерь связаны с отгулами и больничными, однако большая часть (89%) приходится на так называемый презентеизм (так называется ситуация, когда работник формально присутствует на работе, но его продуктивность снижена). Работники, страдающие от мигреней, в среднем пропускают 4,4 рабочих дня в год по причине приступов, а еще 11,4 дня они работают с пониженной продуктивностью, что может обходиться работодателям дороже, чем фактическое отсутствие на работе.

К счастью, существуют прикладные методы снизить ущерб от мигреней (как для бизнеса, так и для работника). В нашем недавнем исследовании мы проанализировали 26 научных статей, посвященных теме мигреней на рабочем месте, чтобы определить наиболее эффективные стратегии, которые позволят работодателям поддержать работников и повысить продуктивность.

Образовательные программы

Во-первых, мы обнаружили, что только за счет введения образовательных программ, посвященных мигреням, продуктивность повышается на 29—36%. Достигается это благодаря снижению количества дней, пропущенных из-за мигрени, и дней, проработанных с приступами мигрени, а также благодаря более высокой эффективности в дни, проработанные с мигренью. В образовательные программы входили такие элементы, как деловые обеды, вебинары, емейл-рассылки и онлайн-материалы, посвященные различным темам — например, разговорам с коллегами о мигренях, изменениям в образе жизни для облегчения симптомов, медикаментозной терапии.

Так, в одном из исследований изучалось влияние образовательных программ на продуктивность в трех американских компаниях. Эти организации предоставили своим работникам доступ к бесплатному информационному сайту и другим ресурсам и рассылкам, рассказывающим о мигрени, факторах ее возникновения и методах терапии. Исследователи обнаружили, что за шесть месяцев программы количество пропущенных рабочих дней по причине приступов мигрени снизилось на 25%, количество дней, отработанных с мигренью, снизилось на 32%, а сами работники отмечали повышение собственной продуктивности в дни с мигренью на 10%. В итоге программы привели к снижению на 34% совокупных издержек работодателя на каждого работника с диагностированной мигренью.

Такие программы не только предоставляют информацию для сотрудников, страдающих от мигреней, но и рассказывают о том, насколько серьезно и изнурительно это заболевание, и дестигматизируют необходимость брать больничный в связи с приступами мигрени. Согласно опросу почти 200 тыс. американских работников, только 22% считают мигрень достаточной причиной для того, чтобы не пойти на работу. Еще в одном исследовании обнаружилось, что работники, страдающие от мигреней, больше опасаются за свои рабочие места и менее уверены в своей продуктивности; это приводит к формальному присутствию (презентеизму) и снижению заработной платы. Рассказывая о мигренях и работникам, и их руководителям и коллегам, можно значительно снизить наносимый этим заболеванием вред.

Контроль мигрени

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему сотрудники ничего не предлагают
Юань Фэйжун,  Вудмэн Ричард
Когда стажеру за 40
Коен Фишман Кэрол