Скрытый харассмент | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Скрытый харассмент

Автор: Гардинер Морс

читайте также

Как преодолеть сопротивление новым идеям

Томас Редман

Идея на миллиард долларов

Эдди Юн

«Я уже заработал для Олега Тинькова миллиард долларов»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Традиционные магазины по-прежнему не могут победить интернет-цены

Рафи Мохаммед

Сексуальные домогательства на работе — серьезная проблема. Они запрещены законом, в отличие от невежливости, которой, к сожалению, уделяют гораздо меньше внимания.

Преподаватель школы международного менеджмента Гарвина Thunderbird Кристин Пирсон и преподаватель школы бизнеса Маршалла при Южнокалифорнийском университете Кристин Порэт на протяжении восьми лет занимались изучением феномена невоспитанности в служебной обстановке. В ходе исследования были опрошены более 2400 рабочих, менеджеров и руководителей в США и Канаде. Авторы пришли к выводу, что невежливость, как и сексуальные домогательства, способна снизить производительность и оборот компании. Настало время начать целенаправленную борьбу с этим, казалось бы, безобидным явлением, убеждены Пирсон и Порэт.

Невежливым бывает начальник, отчитывающий подчиненного в присутствии сослуживцев; ассистент, отказывающийся помочь в кризисной ситуации; наконец, сотрудник, распространяющий слухи о коллеге. Невоспитанность может проявляться открыто и редко, а может — скрыто и систематически (и тогда исправить ситуацию очень непросто).

Но в любой форме невежливость приносит больше вреда, чем думают многие руководители. Она снижает производительность, мотивацию, творческий настрой и взаимопомощь в коллективе. Как выяснили Пирсон и Порэт, половина сотрудников, сталкивающихся с невежливыми коллегами, тратят рабочее время на переживания по этому поводу, а четверть — сознательно снижают свою производительность. Половина опрошенных, чтобы избежать общения с неприятными коллегами, подумывают о перемене места работы; и каждый восьмой респондент в этой ситуации действительно уходит в другую компанию. Если учесть, что в среднем общие издержки, связанные с текучестью кадров, составляют в США $50 000 на человека, финансовые последствия невежливости на работе вполне ощутимы. Нематериальные затраты оценить сложнее, но они, безусловно, огромны.

Коварство невоспитанности в том, что, в отличие от сексуальных домогательств, она не запрещена законом; нет даже корпоративных правил, которые бы имели к ней отношение. Сотрудник, подвергающийся домогательствам, может сообщить об этом и рассчитывать на защиту закона, но тот, кто жалуется на невежливость коллег, рискует загнать проблему вглубь и лишь усугубить ее. Поскольку невежливое поведение в организациях зачастую остается незамеченным и никак не контролируется, оно, по мнению Пирсон и Порэт, имеет тенденцию к распространению. Более того, невежливость вызывает ответную реакцию и тем самым подпитывает сама себя.

Что же делать? В докладе, опубликованном в феврале 2005 года в журнале Academy of Management Executive, Пирсон и Порэт предлагают девять способов, позволяющих ограничить невоспитанность. Вот они: нетерпимость к такого рода поведению; трезвая самооценка (руководители должны прислушаться к мнению коллег и воспользоваться другими способами измерения собственной вежливости); превентивные меры (при приеме на работу выяснять, как вел себя соискатель на прежнем месте); постоянный мониторинг происходящего; выяснение причин ухода сотрудников из компании (вы помните, что один человек из восьми, столкнувшихся с невежливостью, меняет работу, а еще надо учесть, что многие не указывают реальную причину ухода); отслеживание опасных сигналов; самое серьезное внимание к нарушениям, исходящим от высокопоставленных лиц; воспитательные меры; беспощадная борьба с проявлениями невоспитанности.