Хроника упадка Yahoo | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хроника
упадка Yahoo

Другая примета, подтверждающая, что горести Yahoo не сводятся только к неумелому освоению рынка смартфонов — траектория корпорации Microsoft.

Автор: Уолтер Фрек

Хроника упадка Yahoo

читайте также

Краткая история личностных тестов

Эбен Харрелл

Почему понятие «штаб-квартира» устарело

Рагху Кришнамурти

Почему беспорядок на рабочем столе мешает вам работать

Боюн Че,  Жуй Чжу

Клиенты из мессенджера

Ольга Асламова,  Ольга Цегельная

Во время презентации корпоративного отчета Google за первый квартал 2006 года (напомним, что оставалось более года до появления первого айфона и более двух лет до первых смартфонов с ОС Android) тогдашний гендиректор компании Эрик Шмидт отдельно упомянул мобильные устройства:

— Я хотел бы рассказать, какого прогресса мы добились с мобильными телефонами, это еще одна стратегически важная для нас отрасль, — сообщил он слушателям, подчеркнув, что карты Google Maps сделались популярны у пользователей Blackberry, и добавив, что компания гарантирует возможность использования любого своего контента на телефонах.

В отчете Yahoo за тот же квартал мобильные телефоны упоминались разве что дважды: один раз в связи с рекламой на чемпионате мира по футболу, а во второй раз (если его можно учитывать) — когда речь зашла о новой программе, позволяющей звонить с компьютера.

Немало теорий выдвигалось для объяснения неудач Yahoo на рынке, когда компания, так и не сумев выйти из пике, стала искать покупателя. Чаще всего говорят о том, что Yahoo попросту проглядела рынок мобильных телефонов. «На тот момент, когда гендиректором в 2012 году стала Марисса Майер, они практически не занимались смартфонами», — писала Ваухини Вара в The New Yorker. Майер как раз и поручалось ввести корпорацию в «эпоху умных гаджетов» — с опозданием на целых пять лет. Apple и Google уже полностью доминировали на рынке мобильных операционных систем, появлялись все новые приложения от Facebook. Вероятно, к 2012 году было уже поздно делать что-либо. Поезд ушел.

Заинтересовавшись этой гипотезой, я решил просмотреть отчеты и заявления компании Yahoo, чтобы понять, как она относилась в разные годы к смартфонам. В самом ли деле руководство не осознавало их роли на рынке или же понимать-то все понимали, но ничего не сумели предпринять?

Читайте материал по теме: Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет

Я изучил квартальные отчеты Yahoo и двух ее основных конкурентов с конца 2005 года до первого квартала 2016-го и подсчитал частотность употребления словосочетания «мобильное устройство» и слов «телефон», «смартфон».

Одно мне стало очевидно сразу: с появлением Майер в компании усиленно заговорили о мобильниках. Частота упоминания подскочила в 2012 году втрое по сравнению с 2011-м, и это случилось в тот самый момент, когда в Yahoo пришла Майер. И едва ли это совпадение: именно так новый гендиректор расставляет приоритеты в тот самый момент, когда возглавляет компанию:

«Марисса с порога объявила нам: будущее за мобильниками, платформу придется менять, пора засучить рукава, — сообщил мне в интервью Адам Кахан, старший вице-президент Yahoo по производству и инженерным решениям. — Задним числом я думаю, справедливо будет признать, что мы опоздали. В 2011 году мы уже играли в догонялки на этом рынке — но даже с учетом неблагоприятной ситуации от корпорации потребовался радикальный сдвиг».

До Майер о мобильных устройствах в Yahoo говорили гораздо меньше, однако насколько меньше, чем конкуренты? Мы видим, что с момента выхода на рынок айфона (2007 год) и до того, как гендиректором в 2012 году стала Майер, Yahoo вспоминала о мобильных устройствах реже, чем Google (по крайней мере, если сопоставлять квартальные отчеты). Ничего странного в этом нет, ведь Google в 2008 году выпустила ОС Android и за несколько лет укрепилась в качестве одного из самых сильных игроков среди производителей смартфонов.

Было бы неверно истолковывать частотность упоминаний мобильных устройств на квартальных отчетах в качестве окончательного доказательства, но эти данные не противоречат общеизвестному: Yahoo опоздала с выходом на рынок мобильных устройств. Более того: эта ошибка была далеко не единственной причиной постигших компанию неудач.

Читайте материал по теме: Инсайдерский отчет о сделке Yahoo-Alibaba

Некоторые аналитики утверждают, что продукция Yahoo все хуже и хуже адаптировалась к миру умных мобильных гаджетов. Согласно Бенедикту Эвансу, партнеру и инженеру в Andreessen Horowitz, такие корпорации, как Google и Facebook, достигли успеха именно потому, что их основной продукт гораздо легче адаптировался к смартфонам, чем ориентированный на десктоп портал Yahoo. «Не то чтобы Google или Facebook создали радикально новые продукты для смартфонов, — поясняет он, — скорее, имевшиеся продукты Yahoo вовсе не годились для мобильников».

Другая примета, подтверждающая, что горести Yahoo не сводятся только к неумелому освоению рынка смартфонов — траектория корпорации Microsoft. Квартальные отчеты показывают, что на заре эпохи умных мобильных устройств Microsoft уделяла этому рынку еще меньше внимания, но тем не менее рыночная капитализация этой компании существенно выросла.

Microsoft, со своей стороны, вроде бы смирилась с поражением на рынке смартфонов, списала со счетов 7,2 миллиарда долларов, потраченные на приобретение бизнеса Nokia, и готовится к рывку в эру ботов. Google (ныне Alphabet) все еще немало рассуждает о роли мобильных телефонов, но также больше смотрит вперед. На последнем квартальном отчете гендиректор этой корпорации Сундар Пичай заявил: «В конечном итоге, я полагаю, мы перейдем от мира, где первенствуют мобильные устройства, к миру искусственного интеллекта».

Обращаясь к потенциальным покупателям Yahoo, команда Майер, конечно же, попытается продемонстрировать свой прогресс в деле адаптации к умным гаджетам. Но тем временем конкуренты компании продвинулись намного дальше.

* деятельность на территории РФ запрещена