Zoom-усталость: что это и как с ней бороться? | Harvard Business Review Russia
Корпоративный опыт

Zoom-усталость: что это и как с ней бороться?

Дарон Робертсон , Кристен Шокли , Эллисон Габриэль
Zoom-усталость: что это и как с ней бороться?
Priscilla Du Preez / Unsplash

Когда люди по всем миру перешли на работу из дома, многие организации стали активно использовать виртуальные платформы, предоставляющие услуги видеосвязи (Zoom, Webex, Microsoft Teams) и позволяющие заменить личные встречи. Совещания в таком формате давали возможность поддерживать связь и одновременно с этим соблюдать социальную дистанцию, однако спустя несколько недель после начала пандемии в наш обиход вошли такие понятия, как «Zoom-усталость» и «истощение от виртуальных встреч». Они отражали чувства, возникавшие в результате бесконечного потока онлайн-встреч. Исследователи отреагировали на это явление и разработали шкалу усталости и утомления от Zoom. Также они начали изучать, какие аспекты виртуальных встреч способствуют утомлению от онлайн-общения (совет профессионала: отключайте микрофон, когда молчите, так будет намного легче!).

Однако до сих пор мало кто исследовал, как на «Zoom-усталость» влияет видеокамера. Насколько сильнее вы утомляетесь от включенной камеры? И что лучше: держать камеру включенной или выключенной?

Чтобы изучить влияние видеокамеры на утомляемость сотрудников от ежедневных онлайн-встреч, мы объединили усилия со специалистами BroadPath — компании по оказанию деловых услуг из Тусона, штат Аризона, которая более десяти лет предоставляет клиентам решения для удаленки. Тысячи сотрудников компании работают удаленно в США и по всему миру. В BroadPath много экспериментировали и считали включенную видеокамеру способом укрепить связи между членами сообщества. Но когда разразилась пандемия, руководители начали подозревать, что постоянное использование фронтальной камеры может ухудшать условия удаленной работы для сотрудников.

По мере развития ситуации с пандемией специалисты BroadPath стремились наращивать сотрудничество с исследователями, изучающими сферу удаленной работы. Так они обратились к членам нашей команды. В конце лета 2020 года совместными усилиями мы запустили исследование, в рамках которого ежедневно в течение месяца собирали данные 103 сотрудников BroadPath. Мы случайным образом распределили участников, которые должны были держать камеры включенными или выключенными в течение первых двух недель исследования, а затем поменяли их местами на оставшиеся две недели эксперимента. Мы также попросили участников каждый день после работы проходить краткий опрос, чтобы фиксировать уровень их энергии («Прямо сейчас я чувствую усталость»), вовлеченности («На сегодняшних встречах я чувствовал себя вовлеченным») и готовности высказаться («Когда я хотел что-то сказать на сегодняшних встречах, я чувствовал, что могу свободно выражать свое мнение»). Для того чтобы понять, какой именно эффект оказывает включенная видеокамера, мы также отслеживали количество онлайн-встреч, в которых ежедневно участвовал каждый сотрудник, а также общее количество часов, которое сотрудники проводили на встречах.

Результаты нашего исследования, недавно опубликованного в журнале Applied Psychology, показали: использование включенной камеры положительно коррелирует с повседневным чувством усталости; корреляции между количеством часов, которое сотрудники проводят на онлайн-встречах, и чувством усталости не обнаружено. Это указывает на то, что постоянное включение камеры во время встреч — основная причина утомляемости на удаленной работе.

Еще более любопытным открытием стало то, что усталость ослабляет чувство вовлеченности сотрудников, а также снижает их готовность высказываться на встречах. Зачастую включение камеры приветствуется, поскольку принято считать, что это решает две задачи — по усилению вовлеченности и предоставлению каждому права голоса. По этой причине особенно примечательно, что, согласно нашим выводам, чувство усталости от использования камеры может фактически подрывать эти цели в некоторых ситуациях.

Изучив результаты исследования вместе с демографическими данными сотрудников, мы пришли к еще более сложному выводу о том, что включенная камера сильнее влияет на определенные группы сотрудников — в частности, на женщин и новых работников организации.

Для этих людей камера увеличивает затраты на самопрезентацию, что усиливает влияние камеры на уровень усталости. Как правило, женщины сталкиваются с большим социальным давлением в организациях — им часто присваивают более низкий социальной статус и их оценивают по более строгой шкале, что позволяет предположить, что для женщин включенная камера становится большим источником стресса, чем для мужчин. Помимо прочего, женщины становятся жертвами так называемого «эффекта ухоженности» или необходимости всегда выглядеть физически презентабельно. А поскольку во время пандемии женщины стали уделять непропорционально больше внимания уходу за детьми, вероятность того, что они будут чаще сталкиваться с фоновыми отвлекающими факторами, связанными с семьей и детьми, возросла, что еще больше подрывает впечатление окружающих об их приверженности работе.

Несмотря на то, что новые сотрудники так же уязвимы к давлению фактора самопрезентации, у этого явления иные причины. В частности, статус «неопытного бойца» усиливает необходимость демонстрировать, что они хорошие исполнители, достойные своей организации. Также они занимаются созданием профессионального имиджа и стараются вникнуть в социальные нормы, принятые на рабочем месте, что может быть сложно осуществимо в рамках видеоконференции с включенной камерой.

Это не означает, что мужчины и более старшие сотрудники невосприимчивы к усталости от онлайн-встреч, но мы должны признать: некоторые участники платят за включенную камеру большую цену, чем остальные.

Очевидный вывод, который можно сделать из полученных нами результатов, выглядит так: лучше выключать видеокамеру во время совещаний, особенно когда мы начинаем чувствовать усталость. Но есть и другие решения: возможность отключения окна с собственным изображением на таких платформах, как Zoom, стала популярной опцией среди опрошенных нами сотрудников, равно как и организация «встреч на ходу», то есть таких совещаний, когда люди созваниваются только по телефону, чтобы побудить друг друга двигаться.

Результаты нашего исследования показывают, что руководители должны играть ключевую роль не только в установлении организационных норм по обращению с камерой, но и в сборе обратной связи от сотрудников. Как часто они хотят быть в кадре? Следует ли предоставлять большую автономию в формате использования камеры? Каким образом можно изменить представление о том, как «выглядит» вовлеченность при выключенных камерах?

Наконец, по мере того, как мы описываем природу и влияние виртуальных рабочих мест на нашу жизнь, необходимо также изучать и новые технологии. Например, если расположить камеру сбоку, будет ли такой вариант мне утомительным для сотрудников за счет того, что они смогут работать плечом к плечу, не глядя при этом прямо в камеру? Возможно ли, что с развитием геймификации использование аватаров и создание виртуальной рабочей среды — будущее решение проблемы?

Безусловно, мало кто станет спорить с тем, что виртуальные встречи останутся с нами надолго, однако вопрос в том, как лучше использовать камеры, все еще стоит на повестке дня.

Об авторах

Дарон Робертсон (Daron Robertson) — основатель и CEO компании BroadPath.

Кристен Шокли (Kristen Shockley) — психолог, доцент Университета Джорджии. Область ее интересов – взаимное влияние работы и семейной жизни, гибкость рабочей среды и семейные пары, делающие карьеры.

Эллисон Габриэль (Allison S. Gabriel) — доцент и научный сотрудник на кафедре менеджмента и организаций Колледжа менеджмента Эллера Университета Аризоны. Тема ее исследований — эмоции, которые люди испытывают на работе, восстановление эмоционального состояния сотрудников, стрессовые факторы в межличностном общении, взаимоотношения на работе, мотивация и благополучие сотрудников.

советуем прочитать
Пять правил жесткой игры для бизнеса
Джордж Сток-младший,  Роб Лахенауэр