Прозрачные поставки

Прозрачные поставки
|16 июля 2020| Вишал Гаур Абхинав Гаиха

Блокчейн — цифровая технология ведения записей, которая дала жизнь биткоину и другим криптовалютам, способна совершить революцию в финансовом мире. Но существует и другая область, где у этой технологии есть огромный потенциал: управление цепочками поставок. Блокчейн может существенно улучшить их работу, сделав доставку товаров быстрее и дешевле, улучшив их отслеживаемость и координацию действий партнеров, а также упростив доступ к финансовым ресурсам.

Чтобы лучше понять, какие возможности он открывает, мы изучили семь крупных американских корпораций — лидеров в управлении цепочками поставок, пробующих решать проблемы с помощью блокчейна. Эти компании — Corning, Emerson, Hayward, IBM, Mastercard и еще две, пожелавшие остаться анонимными, — работают в разных отраслях: производстве, ритейле, ИТ и финансах. Одни еще только начинают осваивать блокчейн, другие запускают пилотные проекты, третьи продвинулись дальше и уже разрабатывают приложения совместно с партнерами по поставкам. В этой статье мы расскажем, что нам удалось узнать о ситуации в этой сфере, о потенциальных преимуществах блокчейна и о том, чем отличается его применение в логистике от использования в области криптовалют.

Блокчейн — это распределенный, или децентрализованный, реестр: цифровая система для верифицируемой, защищенной от попыток фальсификации записи транзакций, осуществляемых множеством участников. Сам реестр также можно запрограммировать на автоматическое инициирование транзакций. В случае с криптовалютными сетями, созданными в качестве альтернативы фидуциарным деньгам, основная функция блокчейна — обеспечение конфиденциальности и надежности транзакций неограниченного числа анонимных участников без центрального посредника, а в случае с цепочками поставок — защита деловых операций ограниченного числа известных сторон от злоумышленников, а также повышение эффективности. Для успешного использования технологии в этой сфере потребуются новые эксклюзивные блокчейны, новые стандарты представления транзакций в блоке и новые правила управления системой; все это находится сейчас на разных стадиях разработки.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Современные подходы к фиксации информационных, товарных и финансовых потоков в рамках транзакций по цепочкам поставок оставляют желать лучшего. Существует множество слепых пятен, вызывающих проблемы у заказчиков, поставщиков и банков.
Возможное решение
Потенциалом для решения проблем обладает технология блокчейна. Опыт семи крупных корпораций показывает: запись информации в блокчейне помогает ускорить и удешевить поставки, улучшить отслеживаемость и координацию действий партнеров, а также оптимизировать финансовые процессы.
Что для этого нужно
Для успешного применения блокчейна в управлении цепочкой поставок нужна группа надежных участников, новый консенсусный протокол и меры защиты от попадания в систему некачественных товаров и контрафакта.

ПРЕИМУЩЕСТВА БЛОКЧЕЙНА

Значительный прогресс в технологиях обмена информацией в рамках цепочек поставок наметился еще в 1990-е годы — благодаря появлению систем планирования ресурсов предприятия (ERP). Пионерами в этой сфере стали, в частности, Walmart и Procter & Gamble. Однако прозрачность внутри крупных цепочек со сложными транзакциями по-прежнему оставляет желать лучшего.

Чтобы проиллюстрировать недостатки нынешней ситуации с записями в бухгалтерских книгах и ERP-системами в сравнении с потенциальными преимуществами блокчейна, рассмотрим гипотетический сценарий: простую транзакцию, в которой участвуют ритейлер, желающий получить товар от поставщика, и банк, предоставляющий поставщику оборотный капитал для выполнения заказа. (См. врезку «Запись деталей простой транзакции: традиционная система и блокчейн».) Транзакция предполагает движение потоков информации, товаров и финансов. Обратите внимание: ни один из названных потоков не фиксируется в бухгалтерских книгах всех трех сторон-­участниц. При этом ни новейшие ERP-системы, ни физический аудит, ни ревизии не помогут установить точные соответствия между всеми тремя потоками. Это мешает устранять ошибки выполнения, принимать оптимальные решения и урегулировать конфликты.

Ошибки выполнения — например, неверные данные о товаре, недопоставки, дублирование платежей — часто невозможно обнаружить в реальном времени. И даже когда проблему удается выявить, на поиск ее источника и исправление ошибки уходит много времени и ресурсов: ведь для этого нужно отследить череду операций по доступным записям и документам. Хотя в ERP-системах фиксируются потоки всех типов, бывает трудно понять, какие записи (дебиторская задолженность, платежи, кредиты на возврат и т. д.) какой транзакции соответствуют. Эта проблема особенно остро стоит перед теми компаниями, у которых ежедневно совершаются тысячи транзакций по всей огромной сети партнеров и товаров.

Усугубляет проблему тот факт, что работа цепочек поставок зачастую весьма сложна — намного сложнее, чем показано на нашей схеме. В частности, заказы, поставки и платежи далеко не всегда синхронизируются, поскольку один заказ может быть разбит на несколько партий с отдельными счетами на оплату, и наоборот: разные заказы порой объединяются в одну поставку.

Один из традиционных способов улучшить работу цепочки поставок — проверка транзакций путем аудита. Аудит необходим для гарантии выполнения условий договора, однако он не помогает повысить качество принятия решений и устранить операционные недостатки. Рассмотрим проблему, с которой сталкивается продовольственная компания, когда срок хранения ее товара на магазинной полке подходит к концу. Исследование, проведенное одним из авторов статьи (Вишалом) совместно с крупным производителем фасованных продуктов, показало: аудит и ревизия остатков в магазине позволяют определить количество просроченного товара — но не причину произошедшего. Причинами могут быть сбои на разных этапах цепочки поставок, например неэффективное управление запасами на более раннем этапе, неоптимальное распределение товара по магазинам, слабый или нерегулярный спрос, нерациональная выкладка товара на полках (более свежие продукты должны находиться дальше от покупателя). Уменьшить количество просроченных продуктов помогла бы фиксация всех этих деталей.

Еще один способ улучшить работу цепочки поставок — помечать товары RFID-метками или электронными кодами продукта по стандартам GS1 (международным правилам управления данными цепочек поставок) и интегрировать ERP-системы заказчика и поставщика, чтобы видеть полную картину транзакций. Это помогает устранить ошибки выполнения и улучшает отслеживаемость, однако опыт изученных нами компаний показал, что интеграция ERP-систем — слишком долгий и затратный процесс. Крупные организации нередко работают с сотней и более систем — наследием организационных преобразований, слияний и приобретений. Такие системы бывают плохо совместимы, порой в них даже по-разному учитываются данные. В одной большой компании нам рассказали, что всего одно действие — грузоперевозки — приходится фиксировать в 17 разных реестрах разрозненных ERP-систем, а у каждого поставщика и дистрибутора есть свои финансовые записи и ERP-системы.

При ведении учета в блокчейне всем товарным единицам, заказам, займам и накладным присваиваются уникальные идентификаторы, служащие цифровыми токенами (наподобие биткоинов). Участники блокчейна тоже получают уникальные идентификаторы — цифровые подписи, которыми они помечают добавляемые в цепочку блоки. Каждый шаг транзакции фиксируется в блокчейне как передача соответствующего токена от одного участника другому.

Во врезке «Запись деталей простой транзакции» показано, как транзакция из нашего примера выглядела бы в рамках совместно используемого блокчейна. В самом начале ритейлер создает заказ и направляет его поставщику. На этом этапе не осуществляется обмен товарами или услугами, поэтому в обычной бухгалтерской книге не появилось бы никаких записей. В блокчейне же ритейлер создает для заказа цифровой токен. Далее поставщик регистрирует заказ и подтверждает ритейлеру его получение — еще одно действие, которое не отражается в финансовых документах, но фиксируется в блокчейне. Затем поставщик запрашивает у банка заем на пополнение оборотных средств, чтобы профинансировать производство товара. Банк проверяет заказ в том же общем блокчейне, одобряет заем и создает там же цифровой токен займа. И так далее.

Ценность блокчейна здесь в том, что он заключает в себе хронологическую последовательность блоков, объединяя все три типа потоков в рамках транзакции и фиксируя детали, не попадающие в обычные бухгалтерские книги. Более того, каждый блок зашифрован и доступен всем участникам, сохраняющим у себя копии блокчейна. Благодаря этим функциям блокчейн обеспечивает полный, надежный и защищенный от фальсификаций аудиторский след всех трех категорий операций в цепочке поставок.

Таким образом, эта технология минимизирует или даже предотвращает описанные выше проблемы выполнения, отслеживания и координации. Поскольку у всех участников есть свои копии блокчейна, каждая из сторон может проверять статус транзакций, находить ошибки и призывать партнеров к ответственности. Никто из участников не может переписать данные задним числом, поскольку для этого пришлось бы перезаписывать все последующие блоки во всех копиях блокчейна.

Банк в нашем примере может использовать эту технологию для лучшего финансирования цепочек поставок. Его специалистам будет проще принимать решения о выдаче займов: взглянув на блокчейн, они смогут проверить транзакции между поставщиком и ритейлером, не проводя трудоемкий и не защищенный от ошибок физический аудит и финансовую проверку. А включение в блокчейн записей о кредитах наряду с данными о выставлении счетов, платежах и физическом движении товаров сделает транзакции более экономичными, удобными для аудита и менее рискованными для всех участников.

К тому же многие из этих функций можно автоматизировать с помощью смарт-контрактов: строки компьютерного кода будут использовать данные из блокчейна для проверки соблюдения договорных обязательств и одобрения платежей. Смарт-контракт можно настроить таким образом, чтобы он проверял статус транзакции и автоматически выполнял разные действия: осуществлял платежи, создавал записи в реестре и помечал исключения, требующие ручного вмешательства.

Важно отметить: блокчейн не заменит широкого спектра функций ERP-систем, касающихся обработки транзакций, бухгалтерии и управленческого контроля (включая выставление счетов, исполнение денежных обязательств и ведение отчетности). Зашифрованный связный список (или цепочечная структура данных) блокчейна не подходит для быстрого сохранения или извлечения — и даже эффективного архивирования. Зато эта технология совместима со всеми традиционными системами компаний-участниц. Если каждая организация будет генерировать с помощью внутренней ERP-системы блоки транзакций и добавлять их в блокчейн, это упростит интеграцию всех потоков транзакций во всех фирмах.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Теперь подробнее рассмотрим, как изученные нами компании используют блокчейн для решения задач, с которыми не помогают справиться привычные технологии.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/832566

2020-07-16T12:09:58.000+03:00

Thu, 16 Jul 2020 13:10:14 GMT

Прозрачные поставки

Блокчейн повышает доверие, эффективность и скорость

Инновации / Технологии

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/4o/x0zlb/original-16sy.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия