Невыносимая тяжесть творчества

Невыносимая тяжесть творчества
|12 марта 2021| Ирина Пешкова

Ситуация: арт-директор рекламного агентства мечтает сам представлять клиентам свои идеи. Руководство опасается, что это повредит бизнесу.

Петр работал арт-директором в креативном отделе рекламного агентства WWW. Его основные обязанности заключались в генерации идей и разработке концепций рекламных кампаний. Из-за пандемии коронавируса руководство перевело сотрудников на частично удаленный режим, и два дня в неделю Петр трудился дома. Обычно именно в дни спокойной дистанционной работы все творческие находки появлялись сами собой — их оставалось только записывать. Но не в этот раз. Накануне Петр долго не мог придумать идею рекламной кампании для нового заказчика — известного разработчика компьютерных игр. Клиент выводил на российский рынок свой продукт и хотел добиться максимально широкого охвата аудитории. Поздно вечером, почти отчаявшись, Петр решил посмотреть последние соревнования по бейсджампингу, которым увлекался уже несколько лет, и незаметно задремал.

Ему снилось, что он летает, то поднимаясь над снежными вершинами гор, то спускаясь и плавно паря в потоках ветра над зелеными долинами и блестящими озерами. Петр проснулся в отличном настроении с ощущением полета и невыразимой легкости. Едва открыв глаза, он почувствовал вдохновение. Перезагрузившийся во время сна мозг сам подсказал идею, которая вполне могла заинтересовать заказчика. Быстро сварив кофе, Петр открыл ноутбук и стал записывать мысли, попутно продумывая способы рекламной коммуникации. Чуть позже он свяжется с Юлей, копирайтером, и обсудит текстовое сопровождение проекта. Сейчас нужно было определиться с основной концепцией, ведь на следующее утро было намечено совещание с креативным директором, на котором Петр должен был представить предварительную идею продвижения продукта и наметить основные шаги реализации кампании.

Через час, открыв почту и увидев письмо от креативного директора с предварительным брифом проекта, краткими замечаниями и напоминанием о грядущем совещании, Петр почувствовал, что вдохновение улетучилось, а в голову полезли тяжелые мысли, которые мучали его уже нескольких месяцев.

ПРИЧИНА НЕДОВОЛЬСТВА

В креативном отделе WWW было 10 сотрудников: трое арт-директоров, трудившихся в парах с тремя копирайтерами, два дизайнера, верстальщик и корректор. Работать над новым рекламным проектом всегда начинала команда, состоящая из арт-директора и копирайтера. Первый придумывал идею, которая ложилась в основу кампании, второй помогал разработать план реализации проекта. Далее к задаче подключались дизайнеры, верстальщик и корректор.

Всех этих людей курировал Илья, креативный директор и заместитель руководителя агентства. Именно он полгода назад уговорил Петра, на счету которого уже было немало успешных проектов, перейти в WWW. Илья пообещал перспективному сотруднику не только более высокую, чем у конкурентов, зарплату, но и карьерный рост.

Петр быстро влился в коллектив, тем более что в отделе царила веселая и доверительная атмосфера. С копирайтером Юлей он сработался довольно быстро: они понимали друг друга с полуслова и часто, загоревшись новой идеей, могли сидеть до ночи и придумывать интересные рекламные фишки. Коллеги — арт-директора Саша и Стас, а также копирайтеры Леонид и Наталья — вели параллельные проекты, так что каждая пара отвечала за свой фронт работ. По характеру все были легкими и веселыми людьми. Сложнее всего было с Николаем, старшим дизайнером, который многократно возвращал финальные каталоги и презентации на доработку, пока не доводил их, как ему казалось, до совершенства. Если этот процесс особенно затягивался, он начинал ворчать и забрасывать всех гневными сообщениями в мессенджере. Но это были обычные профессиональные споры, которые не успевали перерасти в конфликты. Часто их урегулировал Илья — он был спокойным и уравновешенным человеком и следил за поддержанием творческой обстановки в агентстве. Казалось, креативный директор мог найти подход к любому, даже очень капризному сотруднику. Илья отвечал за результаты работы отдела и за 10 лет на этой должности выработал профессиональное чутье, которое позволяло ему находить жемчужину среди множества идей.

Петр был на хорошем счету у руководства, даже гендиректор здоровался с ним за руку. За полгода в WWW арт-директор придумал несколько ярких рекламных кампаний, которые привлекли в агентство крупных заказчиков. Загораясь идеей, Петр всегда стремился тщательно прорабатывать малейшие детали. Он обладал редкой способностью мысленно визуализировать проект от и до и почти никогда не ошибался: реклама «выстреливала», заказчик уходил довольным и приводил других клиентов. На совещаниях с креативным директором Петр настолько красочно представлял план реализации рекламной кампании, что часто вызывал аплодисменты коллег. Илья схватывал идеи Петра на лету и почти никогда не вносил в них исправлений. Было заметно, что он выделял Петра среди других арт-директоров, творческие разработки которых он гораздо чаще подвергал критике.

Первое время Петра все устраивало, но постепенно ему стало казаться, что его потенциал расходуется не полностью. Главное, что его не устраивало, — способ взаимодействия с клиентами, принятый в агентстве. Обычно проекты команд заказчикам передавал Илья. Однако все чаще Петр стал замечать, что тот не может сходу ответить на внезапно возникающие вопросы о деталях кампании и берет тайм-аут, чтобы поговорить с арт-директорами. В таких случаях Петр подробно рассказывал Илье, что ответить клиенту, тот все записывал и передавал заказчику на следующих переговорах. Подобные накладки злили Петра — он был уверен: если бы он общался с заказчиком сам, то смог бы решить все вопросы гораздо быстрее и лучше.

Кроме того, в агентстве было принято хвалить за победы не одного сотрудника, а весь коллектив. В итоге все лавры, как казалось Петру, доставались Илье и креативному отделу. А Петр же считал, что именно благодаря его работе компания вышла на более высокий уровень.

СОВЕЩАНИЕ

Илья готовился к совещанию с сотрудниками отдела. За годы работы он вывел рецепт поддержания душевного комфорта в коллективе. Несмотря на занятость, время от времени он придумывал сюрпризы для подчиненных, чтобы еще до начала мозгового штурма или очередного отчета поднять им настроение. Сейчас он решил угостить коллег апельсинами и раскладывал их на столе. Для создания «оранжевого» настроения на доске для записей были прикреплены магниты в форме апельсинов, а рядом на тумбочке лежали яркие оранжевые маркеры и бумага для заметок с принтом из цитрусов.

День был расписан по минутам: агентство параллельно работало с пятью проектами, и после обеда Илья планировал встречу с одним из клиентов. Сегодня на повестке было обсуждение двух новых проектов. Один вели Петр и Юлия, второй — Саша и Леонид. Раскладывая оранжевые душистые плоды, Илья задумался о проекте Петра, который был особенно важен для компании. Клиент раньше сотрудничал с международными агентствами и несколько пренебрежительно отзывался об опыте российских рекламщиков. Переубедить его значило получить в свое портфолио известную компанию.

Илья не сомневался, что Петр придумает отличную идею, однако его беспокоило, что в последнее время их отношения начали портиться. Петр стал более раздражительным и нетерпимым к критике. Илья старался не загасить его энтузиазм, но из-за обилия проектов времени поговорить с сотрудником по душам постоянно не хватало. Илья чувствовал, что амбициозный Петр не очень доволен своими обязанностями в агентстве, но нарушать установленный порядок работы не хотел: это могло негативно сказаться на мотивации других команд. Более того, Илья любил все контролировать: в отделе не было ни одного процесса, о котором он не был бы осведомлен.

Петр все чаще заговаривал о том, что хочет присутствовать на встречах с клиентом. Однако в агентстве было заведено, что все ключевые переговоры по разработке и реализации рекламной кампании с заказчиком вел только Илья и к нему время от времени мог присоединяться гендиректор. Никто из сотрудников креативного отдела с клиентом не общался — такова была осознанная позиция руководства. Это сглаживало конфликтные ситуации и снимало с творческих сотрудников необходимость решать административные вопросы. За годы работы Илья и гендиректор убедились в эффективности такой схемы. Когда-то давно они в виде эксперимента брали на переговоры «носителя» идеи, но тот так близко к сердцу принимал все слова клиента, особенно критику, что иногда это приводило к конфликтам и даже к расторжению договора.

В дверь постучали. В ответ на приглашение войти в переговорную с громким смехом вбежала Юля, бойкая и жизнерадостная девушка. Следом зашел Петр — он носил дизайнерскую прическу, которая придавала ему нахохленный вид. За ним шел Саша с кружкой душистого чая, Леонид в огромных наушниках, с которыми он никогда не расставался, и Николай, старший дизайнер с вечно недовольным лицом.

Илья сделал приглашающий жест.

— Угощайтесь, коллеги, присаживайтесь, сегодня у нас orange&brainstorm meeting. Петр, Юля, начинаем с вас.

Петр вставил флешку с видео- и фотоматериалами в ноутбук, стоящий в переговорной, достал распечатанные файлы и приступил к презентации своей идеи. Слушая коллегу, Илья заметил, что тот отчаянно пытается не смотреть ему в глаза.

РАЗГОВОР С ГЕНДИРЕКТОРОМ

Раз в три месяца креативный отдел собирался на корпоративный обед. Иногда к сотрудникам присоединялся гендиректор — в неформальной обстановке он рассказывал о новых событиях в отрасли и расспрашивал коллег о последних новостях в работе и личной жизни. Сегодня обед был посвящен окончанию крупного проекта, которым занимались Петр и Юля. Разработчик компьютерных игр остался полностью доволен результатом, а все сотрудники отдела получили в конце квартала хорошую премию. Благодаря этой яркой рекламной кампании в агентство обратился известный производитель компьютерной техники, выводящий на рынок новый бренд.

Гендиректор пребывал в благодушном настроении и щедро раздавал комплименты подчиненным. Увидев Петра, он подошел к нему и поздоровался за руку.

— Рад тебя видеть. Отличная работа, спасибо. Надеюсь, ты и дальше будешь выдавать такие замечательные идеи. Илья тебя постоянно хвалит. Думаю, мы обсудим с ним возможность повысить тебе зарплату.

Петр вяло улыбнулся:

— Максим Романович, спасибо большое. Это командная работа.

Гендиректор похлопал его по плечу и продолжил:

— Ты давай не скромничай. Тут такой жирный клиент к нам в руки идет. ИТ же — твой профиль? Ты готов заняться разработкой кампании? Завтра мы с Ильей встречаемся с заказчиком — обсудим первый бриф с основными параметрами. А потом флаг тебе в руки, работай! Вся надежда на твои идеи.

Петр кивнул и произнес тусклым голосом:

— Да я рад бы, но…

Максим Романович поднял брови:

— Ну-ну, договаривай. Что-то не вижу энтузиазма. Что не так?

Петр, замявшись, попытался объяснить:

— Понимаете, я бы с радостью посвятил себя проекту. Но работа построена так, что Илья представляет все предложения клиентам только от своего имени. В итоге клиент просит доработать идею, а Илья не может дать быстрого ответа. Бывали случаи, когда он не соглашался с моими идеями, а потом сам высказывал их как пожелания заказчиков. Мне это кажется неправильным. Думаю, я мог бы иногда сам выстраивать работу с проектом от и до — ну, когда, например, идея полностью моя и Илья не вносит в проект существенных правок.

— Илья берет на себя административные вопросы, чтобы дать тебе и другим арт-директорам возможность спокойно концентрироваться на работе. Он отличный менеджер, а это редкость для людей с творческим складом ума.

Максим Романович постучал пальцем по голове и добавил:

— Я подумаю, что тут можно сделать, и мы еще вернемся к этому разговору.

Петр кивнул и отошел к коллегам.

Глядя в след уходящему Петру, Максим Романович задумался. Он был уверен, что дела в агентстве идут отлично. Особенно ему нравились проекты Петра, и он очень рассчитывал на творческие способности этого талантливого сотрудника. С другой стороны, Илья всегда показывал себя отличным профессионалом, причем никогда не был замечен в попытках кого-либо ущемить. Он прекрасно справлялся с управленческой работой, в том числе с наймом и развитием сотрудников, и всегда находил общий язык с клиентами. Но сейчас в компании намечался явный конфликт. Как его урегулировать, чтобы амбициозный Петр остался в команде, а Илья не подумал, что сотрудник решает проблемы через его голову?

Комментарии экспертов: как урегулировать намечающийся конфликт?

Полная версия статьи доступна подписчикам

https://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/858250

2021-03-12T11:33:22.000+03:00

Fri, 12 Mar 2021 12:41:44 GMT

Невыносимая тяжесть творчества

Рубрика «Ситуация»: ищем решения для реальных проблем

Менеджмент / Операционное управление

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/1c/kmlas/original-qqf.jpeg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Уважаемые подписчики! С 1 июля 2021 года издателем Harvard Business Review Россия является ООО «Бизнес Инсайт Медиа». По вопросам продления и переоформления текущей подписки, а также для подключения новой подписки, обращайтесь по e-mail: podpiska@hbrr.ru
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия