Чья очередь играть соло? | Большие Идеи

・ Операционное управление

Чья очередь
играть соло?

Экономика знаний

Автор: Елена Евграфова

Чья очередь играть соло?

читайте также

Остановить харассмент

Александра Калев,  Фрэнк Доббин

Как сбежать из рабочего ада

Константин Франгуриди

Четыре правила системного нетворкинга

Церен Савгуров

Секреты хороших продажников

Райан Фуллер

ИДЕЯ ДЖИМА КОЛЛИНЗА о лидерах пятого уровня — скромниках c железной волей — многим пришлась по вкусу. Я тоже верю в то, что «экономика знаний» — это их территория и их пора. Когда главным конкурентным преимуществом становится интеллектуальный продукт, две головы всегда лучше, чем одна. Причем вторая в идеале не должна уступать первой.

Лидеры пятого уровня сначала собирают команду звезд, а потом вместе с ними вырабатывают стратегию. Это отличает их, по мнению профессора Коллинза, от нарциссических вожаков четвертого разряда, которые действуют по принципу «думаю тут я, а ваша задача — исполнять». Вот здесь проходит водораздел, определяющий, какие люди пойдут к первому начальнику и какие — ко второму.

В этом месте очень кстати упомянуть исследование американских ученых Сильвии Энн Хьюлетт и Кэролин Бак Льюс. Изучая мотивы профессионалов, работающих на пределе своих физических и интеллектуальных возможностей, в ряду прочих они задавали вопрос «Почему вы так много трудитесь?» (статья, основанная на этом исследовании, будет опубликована в следующем номере нашего журнала). 82% опрошенных женщин и 90% мужчин ответили, что интересные и особенно трудные задания стимулируют выброс адреналина в кровь — им это нравится. Вторая по частоте причина — возможность работать с высококвалифицированными коллегами (это отметили 52% мужчин и 43% женщин). Среди пяти важнейших причин были названы также высокая зарплата, признание и статус, дающий власть. Харизма лидера упомянута не была: те, кто любит работать, желают реализовывать себя, а не помогать в этом начальнику.

Джим Коллинз назвал скромность ключевым качеством лидеров пятого уровня. Но так ли это? Сомневаться меня заставили студенты программы MBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ, для которых не так давно я проводила мастер-класс.

Мы говорили о том, что команда лидера пятого уровня строится по принципу джаз-бэнда: чтобы получилась великая музыка, он (лидер) должен собрать настоящих звезд и позволить им солировать — показать себя во всем цвете. Солировать в джазе — значит рисковать. Кстати, в 1940-х годах за плохую импровизацию в клубе посетители могли и поколотить. В бизнесе, чтобы получилась «великая компания», профессионалам тоже нужны свобода, право на соло и риск. И так же, как в джаз-бэнде, их нужно держать в рамках концепции, иначе каждый начнет играть свою музыку. Вот здесь и необходима железная воля.

Я напомнила аудитории про Майлза Дэвиса — легендарного трубача и реформатора музыки. В разное время у него в бэнде играли Джон Колтрейн, Херби Хэнкок, Рон Картер, Уэйн Шортер, Джон Скофилд и другие звезды запредельной величины. А потом кто-то из студентов предположил, что лидер пятого уровня вовсе не скромник, а наоборот, альфа-лидер, настолько уверенный в себе, что ему не нужно «убивать» других потенциальных вожаков. И я вдруг поняла, что мой пример с джаз-бэндом подтверждает скорее мысль студента, нежели идею профессора Коллинза. Майлз Дэвис точно не был скромником, скорее, он был до наглости самонадеянным человеком, и все же его не скручивало при мысли, что после его соло на трубе на саксофоне будет играть великий Джон или на рояле — Херби.

Джаз-бэнд действительно очень напоминает команду лидера пятого уровня, значит, параллели уместны. И также уместно предположить, что такой лидер не обязательно должен быть скромником. Просто он умеет держать в узде свое эго и понимает, что великая музыка или «великая компания» гораздо важнее, чем собственное тщеславие.