Чья очередь играть соло? | Harvard Business Review Russia
Операционное управление

Чья очередь играть соло?

Елена Евграфова
Чья очередь играть соло?

ИДЕЯ ДЖИМА КОЛЛИНЗА о лидерах пятого уровня — скромниках c железной волей — многим пришлась по вкусу. Я тоже верю в то, что «экономика знаний» — это их территория и их пора. Когда главным конкурентным преимуществом становится интеллектуальный продукт, две головы всегда лучше, чем одна. Причем вторая в идеале не должна уступать первой.

Лидеры пятого уровня сначала собирают команду звезд, а потом вместе с ними вырабатывают стратегию. Это отличает их, по мнению профессора Коллинза, от нарциссических вожаков четвертого разряда, которые действуют по принципу «думаю тут я, а ваша задача — исполнять». Вот здесь проходит водораздел, определяющий, какие люди пойдут к первому начальнику и какие — ко второму.

советуем прочитать

В этом месте очень кстати упомянуть исследование американских ученых Сильвии Энн Хьюлетт и Кэролин Бак Льюс. Изучая мотивы профессионалов, работающих на пределе своих физических и интеллектуальных возможностей, в ряду прочих они задавали вопрос «Почему вы так много трудитесь?» (статья, основанная на этом исследовании, будет опубликована в следующем номере нашего журнала). 82% опрошенных женщин и 90% мужчин ответили, что интересные и особенно трудные задания стимулируют выброс адреналина в кровь — им это нравится. Вторая по частоте причина — возможность работать с высококвалифицированными коллегами (это отметили 52% мужчин и 43% женщин). Среди пяти важнейших причин были названы также высокая зарплата, признание и статус, дающий власть. Харизма лидера упомянута не была: те, кто любит работать, желают реализовывать себя, а не помогать в этом начальнику.

Джим Коллинз назвал скромность ключевым качеством лидеров пятого уровня. Но так ли это? Сомневаться меня заставили студенты программы MBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ, для которых не так давно я проводила мастер-класс.

Мы говорили о том, что команда лидера пятого уровня строится по принципу джаз-бэнда: чтобы получилась великая музыка, он (лидер) должен собрать настоящих звезд и позволить им солировать — показать себя во всем цвете. Солировать в джазе — значит рисковать. Кстати, в 1940-х годах за плохую импровизацию в клубе посетители могли и поколотить. В бизнесе, чтобы получилась «великая компания», профессионалам тоже нужны свобода, право на соло и риск. И так же, как в джаз-бэнде, их нужно держать в рамках концепции, иначе каждый начнет играть свою музыку. Вот здесь и необходима железная воля.

Я напомнила аудитории про Майлза Дэвиса — легендарного трубача и реформатора музыки. В разное время у него в бэнде играли Джон Колтрейн, Херби Хэнкок, Рон Картер, Уэйн Шортер, Джон Скофилд и другие звезды запредельной величины. А потом кто-то из студентов предположил, что лидер пятого уровня вовсе не скромник, а наоборот, альфа-лидер, настолько уверенный в себе, что ему не нужно «убивать» других потенциальных вожаков. И я вдруг поняла, что мой пример с джаз-бэндом подтверждает скорее мысль студента, нежели идею профессора Коллинза. Майлз Дэвис точно не был скромником, скорее, он был до наглости самонадеянным человеком, и все же его не скручивало при мысли, что после его соло на трубе на саксофоне будет играть великий Джон или на рояле — Херби.

Джаз-бэнд действительно очень напоминает команду лидера пятого уровня, значит, параллели уместны. И также уместно предположить, что такой лидер не обязательно должен быть скромником. Просто он умеет держать в узде свое эго и понимает, что великая музыка или «великая компания» гораздо важнее, чем собственное тщеславие.

советуем прочитать