Миф об акционерном капитализме | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Миф об
акционерном капитализме

Авторы: Лань Лю Лю , Лоизос Гераклеос

Миф об акционерном капитализме

читайте также

Почему живой диалог важнее презентации

Джон Коулмен

Почему подход Джобса работает не для всех

Джереми Корст,  Кимберли Уитлер

Продайте свой продукт прежде, чем его создадите

Дэвид Буркус

Как и зачем задавать «неудобные» вопросы

Морис Швейцер,  Эйнав Харт,  Эрик ван Эппс

Когда в январе 2010 года концерн Kraft приобрел компанию Cadbury, сделку восприняли как окончательную победу акционерного капитализма. Многолетней истории и собственным традициям Cadbury предпочла крупную сумму денег. И контрольный пакет акций перешел в руки компании, которая, по выражению одного из членов семьи Cadbury, делает «дешевую начинку для гамбургеров». Председатель совета директоров Cadbury Роджер Карр тогда сказал: «Мы входим в глобальное бизнес-сообщество, и от этого никуда не деться».

Был ли у него выбор? Должен ли он был подчиниться желанию акционеров заключить сделку? Если нет, как пойти против их воли, чтобы сохранить то, что представляет ценность для прочих стейкхолдеров — нечто более неуловимое, чем цена контрольного пакета? После скандалов, положивших начало рецессии, управленческий мир стал искать ответы на эти вопросы.

Как ни странно, никто еще не обращался к юридической литературе. Поэтому мы и решили проанализировать правовые аспекты подобных сделок: теорию и прецеденты. Оказалось, в законах четко сказано: компания — это независимое юридическое лицо, и акционеры не владеют ей на правах собственников. Когда руководство фирмы действует вопреки пожеланиям акционеров, суд, как правило, принимает его сторону, даже если при этом фиксируется потеря прибыли. И акционеры это понимают. За последние 20 лет было всего 24 попытки сместить членов советов крупных компаний через суд, и лишь восемь из них увенчались успехом. Но согласно исследованию, проведенному в 2007 году, 31 из 34 опрошенных директоров говорил, что ради увеличения прибыли готов пойти на крайние меры: скажем, разрешить вырубку леса или выброс в атмосферу опасного токсичного вещества, если экологические нормативы этого не запрещают. Они считали, что их обязанность — использовать все законные возможности для обогащения своих акционеров.

Почему директора убеждены, что их долг перед акционерами требует действий, приводящих к столь пагубным последствиям? Закон не предписывает раболепства перед владельцами.

Корень проблемы в том, что управленцы и юристы не смогли совместно определить роль совета директоров. Из-за этого туда попадают люди, не понимающие своих правовых обязательств. Более того, их совершенно неправильно учат. Судебный прецедент, который до сих пор часто рассматривают на юридических факультетах для иллюстрации обязательств директоров, — это процесс Dodge против Ford Motor (1919). Но в 2008 году была доказана несостоятельность этого прецедента, и в наше время суды ссылаются на него крайне редко.

Сотрудничество между юристами и управленцами должно начинаться уже на уровне программ MBA. Необходимо менять не только систему подготовки, но и процесс отбора директоров, в котором главными факторами должны быть надежность кандидатов и их независимость от всех стейкхолдеров.

Тогда решения будут приниматься иначе, и в будущем компании, оказавшиеся в положении Cadbury, не станут продавать контрольный пакет только для того, чтобы акционеры могли потуже набить свои кошельк