Унификация: и хочется, и колется | Harvard Business Review Russia
Операционное управление

Унификация: и хочется, и колется

Боас Райан , Кроли Эдвард
Унификация: и хочется, и колется

Казалось бы, путь к высокой рентабельности ясен любому производителю. Используй стандарт­ные компоненты по всей продуктовой линейке (это называется унификацией) и экономь за счет эффекта масштаба и других преимуществ. Например, автомобильная компания сократит себестоимость, если установит на все модели одну и ту же тормозную систему. Тем не менее унификация часто остается недостижимой мечтой. Почему?

Мы изучили положение дел в семи ведущих компаниях разных отраслей: авиация, производство спутников, автомобилестроение и полупроводниковая промышленность и взяли 119 интервью у производственников. Как выяснилось, руководители прекрасно осведомлены о выгодах унификации, однако реализовать ее на практике им непросто.

На этапе концептуального проектирования уровень унификации обычно высок. Но по мере работы над проектами в них вносятся изменения, и общность снижается. Удельный вес каждого изменения, может быть, и незначителен, но в совокупности они оказывают мощное воздействие, создавая эффект, который мы назвали дивергенцией. В итоге первоначальное намерение обеспечить унификацию в пределах крупной подсистемы — например, снабдить все модели одинаковыми двигателями, — уступает место более скромной цели вроде стандартизации мелких деталей.

Дивергенция возникает по ряду причин. В ходе проекта часто уточняются и пересматриваются представления о потребностях разных сегментов рынка. Каждая группа разработчиков вносит изменения в свои проекты, а другие зачастую даже об этом не знают. Кроме того, конструкция может измениться при появлении новых технологий. Наконец, из-за ограниченности ресурсов и необходимости разнести риски продукты из одной линейки обычно разрабатывают по несовпадающим графикам, часто с разрывом в несколько лет.

Мы можем предложить ряд инициатив, связанных с унификацией.

Во-первых, измените подход к разработке, поместив в центр внимания не отдельные модели, а целые семейства. Затраты и выгоды оценивайте в широком контексте. К примеру, унификация детали может привести к удорожанию одного продукта и обеспечить экономию в пересчете на всю линейку.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Стратегию нужно строить, как дом
Марк Ланселотт,  Эндрю Кэмбелл
Значимость нетипичных данных
Роджер Мартин,  Шерер Стивен