Облако и что о нем должен знать каждый руководитель | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Облако и что о нем должен знать
каждый руководитель

Вы удивитесь, как много дают облачные вычисления. Только не ошибитесь, выбирая, кому доверить вести компанию в облачные дали.

Автор: Эндрю Макафи

Облако и что о нем должен знать каждый руководитель

читайте также

Путешествия глазами социолога

Мария Божович

Эстер Дюфло: «Вот так я и стала экономистом-водопроводчиком»

Евгения Чернозатонская

Новая научная революция

Хей Тони

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

читайте также

В 2010 году IBM провела традиционный опрос 1500 гендиректоров из разных частей света. Результаты оказались обескураживающими: около 80% опрошенных были уверены, что заниматься бизнесом в их отрасли вскоре станет гораздо сложнее, но большая часть из них призналась, что их компании не готовы к этому. Авторы итогового отчета об исследовании назвали это «крупнейшим вызовом для руководителей за все восемь лет проведения опросов».

Увы, ИТ-инфраструктура большинства компаний никак не способствует преодолению проблемы. Наоборот, она усугубляет ее, мешая увидеть внешние изменения и среагировать на них. Между тем есть средство помощи, и оно наготове. Мы имеем в виду модель облачных вычислений (ОВ), которая соединяет в себе ряд новых методов и инструментов и решительно меняет организацию всей ИТ-инфраструктуры. Сейчас большинство компаний покупает для себя программное и аппаратное обеспечение и размещает его у себя, в центрах обработки данных (ЦОД). Напротив, ОВ позволяют компаниям не приобретать, а арендовать вычислительные мощности. Не важно, где находятся используемые вами компьютеры, программы и базы данных. Все эти ресурсы — где-то там, «в облаке». Теперь не надо обременять себя деталями: вы просто берете то, что вам нужно (более подробно см. на врезке «Что такое ­облачные вычисления?»).

Насколько важен этот переход? С моей точки зрения, внедрение ОВ знаменует собой новую революцию и влечет глубокий сдвиг в производстве и потреблении компьютеров и ПО. Это такое же закономерное и необратимое изменение, как то, что произошло около ста лет назад, когда промышленность стала использовать электроэнергию взамен паровой. Электричество тогда открыло богатые возможности перед владельцами фабрик, а в наши дни облачные вычисления сулят множество преимуществ руководителям современных компаний.

Далеко не все разделяют мой энтузиазм. И в первых рядах скептиков — опытные ИТ-профессионалы, тесно связанные с традиционной, «домашней» моделью. Доверить им переход на облачные технологии — все равно что для промышленника прошлого дать задание электрифицировать свою фабрику мастеру паровой турбины. Чтобы перемены действительно состоялись, возглавить их должны не ИТ-специалисты, а высшее руководство компании.

Топ-менеджеры, проявляющие интерес к ОВ, прежде всего задают три вопроса. Эффект для ИТ понятен, но выиграет ли от перехода организация в целом? Чем недовольны критики ОВ и насколько оправдан их скептицизм? С чего лучше начать? Ответы на эти вопросы вы найдете в настоящей статье. Я объясню, что такое «облако» и каковы его преимущества, проанализирую аргументы противников облачных технологий, рассмотрю различные подходы и порекомендую конкретные действия.

Преимущества облака

Иногда приходится слышать, что в облачных вычислениях нет ничего такого, что принципиально невозможно было бы выполнить в собственном ИТ-центре. Теоретически это так. Если вы богатейшая корпорация, вам по силам закупить или разработать программное обеспечение для аналитики и всего прочего, установить его на своих серверах и нанять лучших специалистов приглядывать за этим богатством. Они адаптируют ПО к самым разным устройствам — от настольных компьютеров и ноутбуков до планшетов и смартфонов, обеспечат протоколы связи, позволяющие сотрудникам подключаться к ПО из дома или, находясь в дороге, предоставят разные уровни доступа внешним пользователям — подрядчикам, поставщикам и партнерам.

Гигантская корпорация все это может, но лишь в теории. На практике какой-то компонент всегда отстает от потребностей. И не потому, что ИТ-отделы больших компаний не знают своего дела. Просто дел столько, что не хватает никаких ресурсов. На решение каждой из упомянутых задач уходит масса времени и денег, особенно если они решаются на базе старого ПО.

Согласно данным Microsoft, в среднем на разработку новых приложений выделяется только 11% бюджета на ИТ. Все остальное тратится на обслуживание и инфраструктуру. Значительная часть этих 11% расходуется в рамках крупных «стратегических» инициатив, вроде приобретения и развертывания основных общекорпоративных систем. Оставшихся крох, как правило, недостаточно, чтобы удовлетворить другие по­требности — например, организовать надежный доступ к документам с разных устройств для сотрудников, разбросанных по всему миру.

Повысить производительность каждого. Для Balfour Beatty, международной проектно-строительной компании, критически важен удаленный доступ к данным. Многие ее инженеры и специалисты работают за рубежом, и им нужно постоянно отправлять и получать сметы, фотографии, чертежи и другие крупные файлы. На протяжении 10 лет обмен документами осуществлялся через внутренний FTP-сервер, обслуживаемый отделом ИТ. Работать было неудобно, к тому же сервер часто зависал.

Balfour Beatty призвала на помощь компанию Box, предлагающую облачные сервисы по управлению контентом и обмену файлами. Как

и многие другие поставщики подобных услуг, Box размещает файлы «в облаке», а доступ к ним осуществляется через веб-браузеры или с помощью приложений для компьютеров, планшетов и смартфонов. Сотрудники Balfour Beatty могут пользоваться данными, находясь в любой точке мира. Все, что для этого нужно, — устройство, подключенное к интернету.

Вскоре обнаружилось, что облачные сервисы улучшили не только доступ к документам. Раньше ИТ-отделу приходилось создавать учетную запись и отдельную папку на FTP-сервере для каждого нового пользователя. Если сотрудник хотел дать доступ к содержимому своей папки коллеге, ему приходилось направлять запрос в ИТ-отдел. А с новым облачным приложением все эти трудности ушли в прошлое. Теперь пользователь может сам управлять своей учетной записью и контентом, а сотрудники ИТ-отдела занимаются более полезными для компании вещами. Рассказывает Рик Роман, ИТ-директор Balfour Beatty: «Специалисты не раз жаловались, что им не хватает современного решения, достаточно гибкого и мощного. Благодаря Box мы не только выполнили их пожелания, но и получили набор удобных средств взаимодействия, что резко повысило общую производительность».

История Balfour Beatty весьма характерна: при внедрении новых технологий незапланированные преимущества часто оказываются весомее ожидаемых. Обмен документами с разными заказчиками, подрядчиками, инспекторами и другими участниками рабочего процесса в дооблачную эру был очень сложным. Но от трудностей не осталось и следа, как только сотрудники начали самостоятельно управлять своими учетными записями. ОВ, призванные упростить работу специалиста, находящегося вдали, в итоге помогли и рабочим группам.

Новый подход к совместной работе. Именно немыслимая прежде легкость плодотворного сотрудничества стала главным фактором успеха облачных вычислений. Стремясь улучшить внутренний обмен информацией между 90 тысячами сотрудников, консалтинговая фирма CSC обратилась к компании Jive, производителю облачного ПО для обмена ­данными. Начать решили с тестового внедрения, чтобы посмотреть, приживется ли новшество. «Облако» Jive было открыто для всех сотрудников CSC. Замечу, что реализовать программу такого масштаба на собственной платформе было бы невозможно, поскольку в этом случае пришлось бы закупать все программное и аппаратное обеспечение, а это вылилось бы в совершенно неподъемную сумму. Сотрудники могли использовать «облако» в самых разных целях. Например, чтобы задавать вопросы коллегам, участвовать в тематических форумах (таких как «Кто этим занимался раньше?» или «Скрытые возможности Excel») и моментально создавать новые сообщества.

За 20 недель, которые продолжался первый этап, в «облаке», получившем название C3, зарегистрировалось свыше 25 тыс. человек. Они организовали более 2100 групп и в совокупности совершали 150 тыс. операций в месяц. Посмотрев на цифры, руководство пришло к выводу, что C3 пора внедрять на постоянной основе. Лем Лэшер, президент и директор по инновациям CSC, выступая на конференции Enterprise 2.0 в 2010 году, сказал: «C3 нас просто потрясла. Теперь мы все работаем в этой среде, де-факто она стала для нас стандартным способом кооперации и обмена данными».

Продуктивный анализ данных. Серьезных успехов облачная индустрия добилась и в области аналитики. Современные компании накапливают огромные массивы данных, и для их анализа необходимы вычислительные мощности и алгоритмы, которые, как правило, входят в пакет облачных услуг. Обычно эти ­инструменты используют, чтобы понять привычки потребителя, научиться предсказывать его поведение и влиять на его выбор. Но компания Radiant Systems, поставщик системы сбора и хранения данных кассовых аппаратов Aloha, применяет облачные аналитики по-иному. Она помогает тысячам своих клиентов-рестораторов лучше контролировать происходящее в их заведениях.

В ресторанной отрасли мелкое воровство персонала — серьезная проблема. Решить ее непросто, ведь за каждым официантом и барменом не уследишь. В Radiant Systems сообразили, что, анализируя огромные объемы данных о транзакциях, которые она собирает и хранит для своих клиентов, можно выявить подозрительные отклонения. Например, если в пятницу вечером барменам перепадают несоразмерные чаевые, это может означать, что спиртное наливают бесплатно в надежде на щедрую благодарность.

Специалисты Radiant Systems разработали несколько алгоритмов для обнаружения различных способов воровства и объединили их в продукт, получивший название Aloha Restaurant Guard (ARG). ARG еженедельно создает отчеты о подозрительных операциях с разбивкой по ресторанам и отдельным сотрудникам. Эти отчеты рассылают владельцам и менеджерам. Результаты порой превосходят всякие ожидания. Так, по данным Radiant Systems, одному недорогому ресторану в калифорнийском городе Марина-дель-Рей удалось увеличить прибыль вдвое: с $20 до $40 тысяч в год. Владельцу не пришлось покупать или устанавливать новое ПО и нанимать специалистов. Он просто подписался на услугу ARG у Radiant Systems.

Разработка и хостинг приложений.

В «дооблачные» времена разработчикам обычно приходилось докупать собственные серверы, а потом тратить время на их настройку и обслуживание. Эта рутина отвлекала от «настоящей» работы — написания качественного программного кода.

Компания 3M собиралась предложить новый продукт — пакет программ Visual Attention Service, адресованный графическим дизайнерам и прочим клиентам в виде веб-приложения, но не знала, сколь велик будет спрос и какие мощности понадобятся. Перед программистами поставили задачу: определить, на какую часть изображения люди смотрят в первый момент. «Наша программа требует больших вычислительных ресурсов. Если бы мы точно знали, сколько будет пользователей, мы докупили бы серверы. А так, непонятно было, оправдаются ли затраты», — говорит один из руководителей 3M Билл Смит. 3M предпочла опереться на разработанную Microsoft платформу Windows Azure, переведя свое приложение «в облако». Как поясняет Смит, «благодаря ОВ мы можем добавлять серверную мощность в любой момент и без дополнительных вложений».

Поставщики облачных услуг не только размещают чужие приложения, но и предлагают собственное программное обеспечение. Примером может служить Google Earth Builder — набор инструментов для визуализации­и анализа географической информации, позволяющий организациям загружать свои данные в «облако» Google и публиковать их на таких популярных ресурсах, как Google Планета Земля, Google Chart Tools и Карты Google. Вот один из примеров: компания Ergon Energy, поставщик электроэнергии в австралийском штате Квинсленд, планирует использовать Google Earth Builder для обработки информации о своих линиях электропередач общей протяженностью 150 тысяч километров. Чтобы собрать информацию, компания снаряжает специальный самолет, который облетает трассу. Руководитель Ergon Energy Иэн Маклеод считает, что карты и изображения, полученные с помощью Google Earth Builder, помогут «понять, насколько наша электрическая сеть вписывается в окружающую среду, и выявить возможные риски. Мы сможем точнее определять приоритетные области инвестиций и улучшим работу на ключевых направлениях, таких как контроль растительности под ЛЭП, меры при чрезвычайных ситуациях, подключение потребителей и расширение сети».

Как видно из этих примеров, преимущества ОВ проявляются на разных уровнях — отдель­ного пользователя, целой рабочей группы, данных и приложений. Благодаря им компании могут наращивать мощность своей информационной среды, оптимизировать доступ к установленным компонентам и ускорять развертывание новых. ОВ избавляют от лишней административной работы. Они не знают границ и снимают барьеры между подразделениями, устройствами и регионами. И с каждым годом эти преимущества будут становиться все весомее и весомее.

Организации, умеющие заглянуть в будущее, прекрасно это понимают, поэтому активно работают с «облаком» даже в том случае, если их технический, финансовый и кадровый потенциал позволяет свободно выбирать любую стратегию. Среди компаний, публично заявивших о своем намерении ориентироваться на облачные технологии, — видеосервис Netflix, создатель социальных игр Zynga и интернет-аукцион eBay. Эти зубры рынка не сомневаются­: чтобы получить конкурентное преимущество в современном мире, необязательно владеть всеми компьютерными ресурсами, которыми пользуешься. Более того, лишняя собственность скорее затормозит развитие, чем даст толчок к росту.

Аргументы скептиков

Преимущества ОВ очевидны, а имена их сторонников говорят сами за себя. И все же концепция с трудом пробивает себе дорогу. По данным опроса Forrester за 2009 год, 37% крупных­ компаний вовсе не интересовались облачными технологиями. Еще 39% высказывали теоретический интерес, но не планировали в ближайшее время предпринимать никаких конкретных шагов. Другое исследование, проведенное в 2011 году InformationWeek, показало, что только 29% компаний изучали вопрос о потенциальном влиянии ОВ на архитектуру своего доступа к интернету. Похожую картину показывает и прогноз Gartner — организации, специализирующейся на исследованиях ИТ-рынков: несмотря на предрекаемый ежегодный рост в 19%, к 2015 году на ОВ будет приходиться менее 5% общемировых затрат на ИТ.

Возникает вопрос: почему дело идет с такой черепашьей скоростью? Во многом это объясняется тем, что переход к ОВ требует серьезной подготовительной работы по консолидации и стандартизации устаревшей ИТ-инфраструктуры, а это всегда непросто. За годы работы в большинстве организаций накапливается масса разнородного оборудования, операционных систем и приложений, сплетенных в настоящий клубок. Этот клубок нельзя просто взять и закинуть «в облако». Сперва его нужно распутать. Но сколько бы сотрудники всех рангов ни поносили окружающий их хлам, лишь очень немногие согласятся поступиться своей долей этого старья, чтобы их компания могла счастливо водвориться «в облаке».

Слишком дорого. Пожалуй, очевиднее всего осторожность в отношении ОВ проявляется при обсуждении вопроса о его стоимости.

Результаты исследований вступают в явное противоречие друг с другом. Так, из анализа McKinsey, выполненного в 2009 году для неназванной компании, вытекает, что перевод всего ее ЦОД в «облако» повысил бы расходы на 144%. Но уже на следующий год в отчете Microsoft — компании, активно инвестирующей в облачные технологии, — был сделан обратный вывод: любому предприятию будет только выгодно разместить свои виртуальные серверы «в облаке». Такое расхождение во мнениях сводит к минимуму практическую ценность следующей рекомендации из статьи, опубликованной в The Wall Street Journal в 2011 году: «Решая, стоит ли перевести ту или иную систему в облако, компания должна ответить на главный вопрос: приведет ли это к снижению расходов?».

Делать акцент на затратах неверно по двум причинам. Во-первых, бюджет на ИТ в большинстве компаний сравнительно невелик, так что даже существенное его увеличение практически не изменит общую картину. По оценке Gartner, в 2009 году в доходах компаний из списка S&P 500 доля расходов на ИТ в среднем составляла всего 3,2%.

Во-вторых, с течением времени ОВ будут становиться все дешевле и дешевле. Благодаря огромным объемам закупок поставщики облачных услуг получают хорошие скидки на оборудование, трафик и электроэнергию. И так как они все время совершают новые приобретения, в их пользу играет неизбежное удешевление вычислительных ресурсов, предсказанное законом Мура. В совокупности эти факторы обеспечат постоянное снижение затрат на облачные сервисы и их стоимости для клиентов. Например, поставщики облачных услуг Amazon Web Services за последние три года снижали цены добрую дюжину раз, несмотря на отсут­ствие реальной конкуренции на рынке.

Ненадежно. Многие скептики полагают, что ОВ, не важно, дешевые или дорогие, заведомо уступают хорошо отлаженной локальной инфраструктуре по надежности. Это вопрос контроля — утверждают они — за своими серверами вы всегда присматриваете, но как уследить за чужим «облаком»? Их главный аргумент — происшествие апреля 2011 года, когда значительная часть серверов Amazon Web Services не работала целых три дня. Это стало тяжелым ударом для многих клиентов сервиса. Но не для всех. Компания Netflix, чья работа сильно зависит от облачной среды Amazon, стала одной из тех, кто вышел из передряги без потерь.

Как ей это удалось? Ответ прост: благодаря продуманным мерам по резерву мощностей. Сбой при всей его серьезности затронул только один из североамериканских центров данных Amazon. А поскольку руководители Netflix внимательно отнеслись к рекомендации по­ставщика — Amazon всегда предупреждает своих клиентов о потенциальных проблемах и советует заранее к ним подготовиться, — у них уже была внедрена и обкатана система под названием Chaos Monkey («Шалая мартышка»). Этому цифровому примату было позволено резвиться в вычислительных джунглях компании и ­автоматически отключать произвольно выбранные сегменты технологической инфраструктуры. Научившись справляться с выходками своей мартышки, специалисты Netflix могли уже не бояться сбоев на стороне Amazon.

Урок Amazon пошел впрок: облачные сервисы накапливают все больше резервных мощностей и, значит, становятся надежнее. И хотя провалы, немедленно оказывающиеся в центре общественного внимания, случаются даже у крупных поставщиков, общая надежность ОВ находится на исключительно высоком уровне, недостижимом для большинства локальных инфраструктур. Так, служба Google Gmail в 2010 году была доступна 99,984% времени. Иначе говоря, за месяц она «подвисала» в среднем на семь минут. По оценке Radicati Group, исследующей ИТ-рынок, корпоративная электронная почта в среднем простаивает примерно в 32 раза дольше. В целом, надежность ОВ, может, и недостаточна для банковских систем, но требованиям большинства остальных клиентов отвечает с лихвой.

Недостаточно безопасно. Безопасность ОВ тоже часто ставится под сомнение. И в самом деле, нельзя отрицать, что данные могут быть перехвачены, а брандмауэры взломаны. Нельзя гарантировать, что в «облако» не проникнут вирусы, черви и другие вредоносные программы. Кроме того — и это, пожалуй, тревожнее всего, — любой человек, располагающий доступом к облачной инфраструктуре, может украсть бесценную информацию или проявить халатность, которой только и дожидаются злоумышленники. Как подметил профессор права в Гарварде Джонатан Зитрейн: «Прежде плохим парням хотя бы приходилось физически влезать в чужой компьютер. В облаке им достаточно знать пароль». Но все сказанное верно и в отношении любой другой компьютерной сети, в том числе той, что компания управляет самостоятельно.

Как и перебои в работе, взлом облачных систем всегда в центре внимания. Мы во всех подробностях знаем о неприятностях, постигших в 2011 году поставщика услуг хранения данных Dropbox и службу электронных рассылок Epsilon. Но, чтобы вы лучше представляли себе общий фон, приведу результаты опроса Ponemon Institute — фирмы, специализирующейся на исследованиях в области защиты информации. Среди ее респондентов 90% сообщили, что их система безопасности дает течь минимум раз в год.

Есть только один рецепт стопроцентной защиты: избавиться от всех компьютеров. Следующий по эффективности подход включает такие меры, как постоянное отслеживание новых угроз; приобретение или разработка лучших технологий для защиты устройств, сетей и процессов передачи данных; привлечение к работе ведущих специалистов по безопасности. Поставщики облачных услуг располагают более широкими возможностями для реализации всех этих мер, нежели кто-либо другой, исключая разве что отдельные крупнейшие организации, особо «заточенные» на проблему безопасности.

Впрочем, большинству компаний мало защитить себя от «плохих парней». Не меньше они заинтересованы в инструментах, позволяющих надежно контролировать собственных сотрудников. Если в компании готовится сделка по слиянию, относящиеся к ней документы могут видеть только члены проектной группы; если увольняется кто-то из сотрудников, он должен быть тут же лишен доступа к цифровым ресурсам.

Многим организациям удается вполне успешно решать эти задачи в своих локальных вычислительных средах, содержащих мощные функции администрирования доступа. А вот облачные сервисы с этим справляются далеко не всегда. Это объясняется тем, что изначально облачная среда создавалась для работы одиночек или небольших групп, поэтому в них отсут­ствуют инструменты, необходимые компаниям со сложной иерархической структурой.

Сейчас поставщики облачных услуг, ориентирующиеся на корпоративный сектор рынка, добавляют в них средства для решения ­административных задач. По мере совершенст­вования причин сомневаться в безопасности облачных вычислений будет оставаться все меньше и меньше.

Сомнительно с точки зрения законодательства. В рамках этой статьи невозможно обсудить — или даже перечислить — все юридические и регуляторные барьеры, которые приходится преодолевать поставщикам облачных услуг. Многие из этих норм регламентируют различные аспекты доступа к данным и передачи информации. Например, американский Закон о хранении и защите данных медицин­ского страхования (HIPAA) предъявляет жесткие требования к процедурам аудита и доступа к информации о пациентах. Соответствуют ли этим требованиям поставщики облачных услуг, остается не до конца ясным.

Согласно законодательству Евросоюза, данные запрещено перемещать за пределы ЕС без предварительного согласия их владельца. Компаниям из стран, не входящих в ЕС, чтобы преодолеть этот запрет, нужно доказать, что они способны обеспечить так называемую «безопасную гавань» для данных. Однако пока трудно с уверенностью сказать, достаточно ли этого для законодательств отдельных стран (например, Германии), налагающих на экспорт данных еще более строгие ограничения.

Из этого краткого обзора видно, что клиенты и поставщики облачных служб не могут не беспокоиться о том, где именно находятся данные. Облачные сервисы для корпораций стараются вносить в инфраструктуру изменения, чтобы в случае необходимости дать клиентам и надзорным органам гарантии того, что конкретный банк данных будет храниться в определенной стране и нигде больше.

Но иногда этого мало. Нынешние и потенциальные клиенты облачных служб хотят максимальной ясности в вопросе о том, какие юридические трудности могут возникнуть в процессе перехода к ОВ (см. врезку «Первые шаги на пути к облаку»). Многое пока не ясно: законодательство и правила туманны и расплывчаты, а применение прецедентного права осложнено нехваткой практического материала. Но правда и то, что события могли бы развиваться куда быстрее, если бы компании были менее консервативны. Между тем на виду у всех есть пример крупной ­организации, активно осваивающей облачную среду, несмотря на все свои внутренние ограничения. Это правительство США. В 2011 году Вивек Кундра, в то время федеральный директор по ИТ, объявил, что на облачные технологии будет потрачено $20 млрд, то есть примерно четверть федерального бюджета на ИТ.

Прошу прощения за каламбур, но прогноз погоды на ближайшее будущее обещает лишь частичную облачность в корпоративном секторе. Настороженное отношение к ОВ и опасения, касающиеся их стоимости, надежности, безопасности и соответствия нормативным требованиям, удержат от решительных действий менеджмент многих, а то и большинст­ва компаний.

К каким последствиям это может привести? Если бы внедрение ОВ сказывалось только на работе ИТ-отдела, разница в подходах вряд ли заметно изменила бы расстановку сил на рынке. Но мы уже успели убедиться, что влияние «облака» ощущается на многих уровнях. В частности, оно затрагивает такие области, как эффективность работы, взаимодействие, аналитика и разработка приложений. Насколько существенно? Точные измерения провести сложно, но подумайте вот о чем: как бы вам понравилось, если бы ваши основные конкуренты начали обходить вас в перечисленных областях, всего-навсего модернизировав свою вычислительную инфраструктуру? И что бы вы сказали, если бы выяснилось, что они в то же время обеспечили себе и другие, совершенно неожиданные преимущества? Ведь у крупных технологических сдвигов есть одна общая черта — никто не может предвидеть всех по­следствий. На заре электрификации нельзя было и помыслить о том, что в один прекрасный день каждый станок будет снабжен отдельным мотором.

Развитие облачной индустрии будет сопровождаться появлением все новых выгод и передовых идей. Даже если «облако» не изменит мир так же сильно, как промышленная электрификация, оно все равно сделает корпоративную вычислительную среду будущего совершенно непохожей на все то, что окружает нас сейчас. И единственный способ подготовиться к тому, что неизбежно случится завтра, — начать свой путь в сторону облака сегодня.

Что такое облачные вычисления?

«Облачная» индуст­рия стремительно развивается. Появляются новые реалии, которым нужно дать имена. Из-за обилия сленга и похожих терминов человеку со стороны может быть непросто разобраться в теме. Так что же это за облако и в чем суть разных предложений?

Немного упрощая, можно сказать, что «облачные» предложения делятся на три основные категории: вычислительные мощности в чистом виде; компьютеры с готовым софтвером для разработки приложений; собственно программное обеспечение.

Первая из категорий: ИНФРАСТРУКТУРА КАК УСЛУГА (IAAS). Это базовое предложение, по сути просто серверы, развернутые «в облаке», хранилище данных, или полоса частот. Клиентами IaaS часто становятся ИТ-компании — обычно обладающие высокой квалификацией­ в области ИТ. Им нужны вычислительные мощности, но они не хотят заниматься их установкой и обслуживанием.

Вторая категория — ПЛАТФОРМА КАК УСЛУГА (PAAS). Клиенты PaaS используют облачную платформу для разработки новых приложений или создания ПО, интегрируемого со старым. В среде PaaS должны быть развернуты инструменты разработки программ вроде Java, .NET, Python или Ruby on Rails, чтобы клиент мог сразу приступить к работе. После того как клиент написал код, поставщик PaaS размещает созданное ПО и обеспечивает к нему широкий доступ. В настоящий момент PaaS — самый маленький сегмент рынка облачных вычислений. К услуге PaaS нередко прибегают крупные компании, которые хотят арендовать часть ин­фраструктуры.

Наконец, третья, самая крупная и разветвленная категория — ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛУГА (SAAS). По сути это приложение или набор приложений, размещенных «в облаке», а не на жестком диске пользователя или в ЦОД компании. Один из первых успешных опытов SaaS — пакет программ для управления отношениями с клиентами (CRM), разработанный компанией Salesforce.com. Эта альтернатива традиционным CRM-системам появилась на рынке в 2000 году. Сегодня в «облаке» можно найти самые разные приложения совместного доступа — электронные таблицы, текстовые редакторы и многое другое. Достаточно вспомнить такие пакеты, как Google Apps или Microsoft Office 365.

Предложения, относящиеся к трем перечисленным категориям, объединяют несколько общих черт. Во-первых, клиенты не покупают, а арендуют ИТ, тем самым переводя соответствующие затраты из капитальных в текущие. Во-вторых, поставщики ОВ выполняют всю рутинную работу — поддержку, админист­рирование, планирование мощностей, устранение неполадок, резервное копирование и т.д. И в-третьих, клиенту обычно несложно расширить свои возможности: получить больше места для хранения от поставщика IaaS, договориться­ о реализации дополнительных проектов с поставщиком PaaS или увеличить число пользователей приложения SaaS.

Некоторые крупные организации вынашивают планы создания так называемого «частного облака». Это инфраструктура, которая принадлежит развернувшей его компании и ею же обслуживается. По сути, это просто ЦОД, оснащенный разными облачными технологиями. Считается, что частное облако сохранит все преимущества обычного, но в то же время будет безопаснее и надежнее с юридической точки зрения. Я отношусь к этой идее со скепсисом. Эффект масштаба, возникающий при развертывании общедоступного облака, со временем приведет к значительному снижению себестоимости. И, поскольку ОВ — высококонкурентная область, снижение затрат напрямую отразится на ценах для клиентов. Я не думаю, что в таких условиях владельцам частного облака удастся удержать свои позиции.

Первые шаги на пути к облаку

Большинство компаний еще только присматривается к облачным вычислениям.

Ниже приводятся несколько рекомендаций, которые помогут на начальном этапе.

Выявите риски.

В некоторых отраслях и странах действуют нормы и законы, либо прямо запрещающие размещение данных «в облаке», либо проводящие недостаточно четкую границу между законными и запрещенными действиями.

В первую очередь руководитель должен четко определить все правовые риски. Для этого нужно с самого начала привлечь к работе юристов и специалистов по контролю за соблюдением норм и правил. Проанализировав риски, можно выбрать тактику: выжидательную или активную. Большинству компаний я бы рекомендовал действовать порешительнее. Исключение, возможно, составляют организации, которые обрабатывают медицинские данные пациентов и информацию, подпадающую под действие экспортных ограничений.

Поэкспериментируйте с программным обеспечением как услугой.

В облаке доступен широкий выбор мощных приложений, предназначенных для использования в самых разных областях: офисные пакеты совместного доступа (Google Apps, Microsoft Office 365, Jive, Socialtext, Yammer и Spigit), CRM-системы (Salesforce.com), управление кадрами (Success-Factors, Workday), мониторинг социальных медиа (HubSpot, Radian6) и многое другое.

Выберите пару приложений по душе и поэкспериментируйте с ними. Уточню, что эксперимент не имеет ничего общего с пилотными проектами или тестовыми версиями.

В хорошо продуманном эксперименте должно найтись место для контрольных групп (не использующих облачное ПО) и процедур сбора и анализа данных (для сравнения с контрольными группами и ответов на основные вопросы: уменьшились ли общие расходы на поддержку ИТ-инфраструктуры? вырос ли уровень удовлетворенности сотрудников? улучшились ли коммерческие показатели?). По итогам эксперимента можно будет решить, стоит ли расширять применение «облака».

Разработайте свое следующее приложение в облаке.

Если вы по-прежнему закупаете серверы, чтобы обкатывать на них творения своих разработчиков, остановитесь и задайте себе вопрос: зачем я это делаю? Можно ведь арендовать вычислительные мощности (SaaS) на очень привлекательных условиях. Платформа как услуга (PaaS) на рынке немного отстает по объему предложения, но это временное явление. Облачные сервисы избавят ваших разработчиков от многих забот вроде приобретения и обслуживания оборудования и позволят им сосредоточиться на главном — создании действительно ­качественного программного кода.

Кроме того, в «облаке» размещены мощные программные ресурсы, способные значительно повысить ценность ваших разработок. Так, Карты Google и Google Chart Tools обеспечивают широкие возможности визуализации пользовательских данных.

И тенденция такова, что с течением времени будет появляться все больше и больше полезных облачных приложений. Вам стоит поспешить, чтобы с комфортом усесться в первом вагоне, а не гнаться потом за уходящим поездом.

Узнайте у компаний, поставляющих вам базовые корпоративные системы, что они думают по поводу облака.

Скорее всего, многие продукты ваших поставщиков пока доступны только в рамках традиционной модели вычислений. Спросите, когда они собираются выпустить облачные версии своих приложений? И как планируют помогать своим клиентам в переходе на облачные технологии?

Вы начнете расспросы, вероятнее всего, с руководителей ИТ-отделов или директора по ИТ. Их отношение к облачным вычислениям может дать вам богатую пищу для размышлений. Ведь директор по ИТ, скептически относящийся к облаку, с моей точки зрения, ничем не отличается от управляющего фабрикой, век назад презрительно пожимавшего плечами в ответ на вопросы об электрификации.