Осторожно, открытое пространство! | Harvard Business Review Russia
Операционное управление

Осторожно, открытое пространство!

Итан Бернштейн
Осторожно, открытое пространство!

Если вы работаете, что называется, у всех на виду, это может отрицательно сказаться на вашей производительности. Приватность важна для работы не меньше, чем открытость.

Открытость — что-то вроде девиза ­нынешнего менеджмента, и это понятно. Ведь если люди все время будут на виду, с ними будет проще взаимодействовать и их будет легче конт­ролировать. И разве не проще им будет выявлять и решать проблемы? Разве не станут они охотнее делиться информацией и интересными идеями?

Я именно это и ожидал увидеть несколько лет назад, когда начал собирать факты, доказывающие, что открытость — залог преуспевания организаций. Но и полевые исследования, и эксперименты, и наблюдения «засланных» исследователей показали, что не все так просто. Получается (а мои выводы дополняются другими исследованиями открытых рабочих пространств), что более открытая рабочая среда — не всегда самая благоприятная. Для трудовых успехов приватность важна не меньше.

Вот парадокс: открытость помогает избавляться от неудачных методов, способствует сотрудничеству, обмену опытом и идеями, но, когда ее слишком много, она не на пользу работе. Спонтанное новаторство иногда и вовсе прекращается. Открытое рабочее пространство и полная информация о том, что человек делает в любой момент рабочего дня, вызывает у него ощущение незащищенности. Люди, когда за ними наблюдают, ведут себя иначе. Главным становится — никому не показать, чем они занимаются, даже если скрывать им на самом деле нечего. Руководители, ловя в воздухе сигналы некоей тайной деятельности, невольно начинают еще бдительнее следить за подчиненными. 
И образуется порочный круг.

Ситуация прямо-таки в духе Оруэлла. То же самое я могу сказать о ведущих компаниях, в которых чрезмерная открытость рабочего пространства и жесткий контроль приводят не к положительным результатам, а к отрицательным. Скажем, на одном из крупнейших в мире заводов, выпускающем мобильные телефоны (он находится в Китае и принадлежит международной компании — контрактному производителю), рабочие одного из конвейеров скрывали, что усовершенствовали процесс не только от своих менеджеров, но и от коллег с других конвейеров. Почему? Потому что, как объяснил нам опытный рабочий, «лучше мы все скажем потом; сейчас все довольны: видят то, что им хочется видеть, а мы выполняем план».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Откуда дровишки?
Мелия Марина
Чтоб сказку сделать былью. Правила точного выполнения стратегии
Нилсон Гэри,  Мартин Карла,  Пауэрс Элизабет
Ступени роста бизнеса
Борис Щербаков