Коммуникация в компании: как устранить барьеры | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Коммуникация в компании: как
устранить барьеры

Всюду люди жалуются на недостаток прямой коммуникации с начальством.

Автор: Борис Гройсберг

Коммуникация в компании: как устранить барьеры

читайте также

На связи: почему полезно отвечать пользователям в интернете

Давиде Прозерпио,  Джорджес Зервас

«Спрос на женский труд вырос во всех регионах»

Ирина Пешкова

Когда можно говорить неправду

Адам Эрик Гринберг,  Мэтью Луполи,  Эмма Левайн

Слияния без иллюзий

Вигери Патрик,  Дэн Ловалло,  Хорн Джон,  Юленер Роберт

Одна из причин организационной дисфункции — отношения между руководителями и подчиненными по принципу «сверху вниз». Начальники далеки от подчиненных, сотрудники чувствуют отчуждение. Если дистанция чересчур велика, то затрудняется передача ключевой информации и существенных идей. Она растет и превращается в бездну, руководители теряют связь с рядовыми членами коллектива, отсутствует обратная связь, без которой фирма не может работать эффективно. Никто не разговаривает с подчиненными и не слышит их голоса.

Такой разрыв может проявиться в организации любого типа. Например, при опросе группы больничных работников в 2009 году мы попросили ответить «да» или «нет» на фразу: «ваша организация своевременно предоставляет сотрудникам верную и релевантную информацию о своей деятельности» — примерно одна пятая респондентов (21%) ответила отрицательно, а четверть (25%) была «не уверена».

Одно можно утверждать однозначно: если люди, к которым вы обращаетесь, «не уверены», что вы хотите им сказать и зачем, то коммуникация не удалась. И эта проблема затрагивает многих, отнюдь не только больничных работников. И в промышленных отраслях, и в обслуживании, и в крупных компаниях, и в малых — всюду люди жалуются на недостаток прямой коммуникации с начальством.

Чтобы сократить дистанцию, которая затрудняет общение или делает его вовсе невозможным, менеджерам приходится налаживать внутри компании прямые и близкие отношения. Таким образом удается организовать позитивный цикл: сближение повышает качество коммуникационных усилий, а улучшенная коммуникация в свою очередь способствует кооперации и налаженной совместной работе.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

И пусть вас не пугает своей интимностью слово «близость». Это лишь первый элемент «организационной коммуникации», первый шаг к тому, чтобы общение стало действительно общением. Лидеры стараются установить близость, преодолевая разрыв между руководством и подчиненными.

Вот четыре практических совета насчет того, как завязать диалог и сблизиться с людьми, с которыми необходимо наладить коммуникацию.

  1. Чтобы что-то узнать, нужно слушать. Лидеры, заслужившие доверие сотрудников, не просто говорят, что готовы слушать и не довольствуются серией вопросов и ответов под конец общего собрания — нет, они продумывают регулярные и структурированные формы общения и создают близость, потому что они молчат, предоставляя сотрудникам всех уровней высказаться до конца.
  2. Для лучшего эффекта нужно собираться небольшими группами. Хорошо известен принцип работы собраний: чем больше людей, тем труднее людям определенного типа взять слово. Руководители, которые хотят доподлинно разобраться в жизни своей организации и выслушать кого-то за пределами обычного круга, должны проводить персональные или немноголюдные встречи.
  3. Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели
  4. Чтобы вызвать доверие, нужно его проявить. Главный ингредиент близости — доверие. Но лидеры, умеющие выстраивать коммуникацию, знают, что доверие работает в обе стороны. Прежде чем добиваться доверия коллектива, нужно проявить доверие к людям, например, поделиться важной финансовой информацией.
  5. Чтобы стать хорошим коммуникатором, оставайтесь собой. Лучший способ сблизиться с человеком — быть открытым и откровенным. Руководители, умеющие вести разговор, ценят подлинность и открытость, они понимают, что откровенность делает их уязвимыми, и все же не прикрываются своим авторитетом.

Недостатки диалога по схеме «сверху вниз» становятся все очевиднее. Управленцы, стремящиеся к эффективности, не могут бояться близости.

Материал подготовлен при участии Майкла Слинда. Он — бизнес-консультант и автор книги «Talk, Inc.: How Trusted Leaders Use Conversation to Power Their Organizations».

Читайте по теме: