Алгоритм однажды сделает вашу организацию самоуправляющейся | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Алгоритм однажды сделает вашу
организацию самоуправляющейся

Конкуренция алгоритмов становится все более важным аспектом современного бизнеса.

Автор: Мартин Ривз

Алгоритм однажды сделает вашу организацию самоуправляющейся

читайте также

Зачем бизнес-лидерам теория управления

Клейтон Кристенсен,  Майкл Рейнор

«Ты за империю или за демократию?»

Анатолий Ермолин

Как отличить безнадежного хама от человека, которому можно помочь

Рон Каруччи

Архитектура против смерти

Маккрири Лью

Никогда не допускайте выпускника программы MBA до саморегулирующейся ниши на рынке.

«

»

Так сказал мне Минг Зенг, руководитель отдела информационной безопасности Alibaba, когда я брал у него интервью для моей новой книги. Его слова показались мне поистине провокационными. Постаравшись раскрыть, что именно он имел в виду, мы обнаружили, что одновременно думали об одном и том же, что впоследствии назвали саморегулирующейся организацией.

По сути, Минг утверждал, что не стоит даже пытаться управлять тем, с чем лучше справятся сами рыночные механизмы. Молодое предприятие, начавшее свою деятельность в быстро меняющейся среде, Alibaba прилагало максимум усилий не только, чтобы закрепить свое положение, но и заполнить всю рыночную нишу. Адаптация к изменениям за счет удачного эксперимента стала в нашем мире весьма модной тенденцией, чем и воспользовались многие сетевые компании. Однако Alibaba пошла еще дальше, пытаясь на постоянной основе менять не только предлагаемый ассортимент продукции, но и элементы бизнеса, которые мы привыкли считать неизменяемыми: видение развития, бизнес-модель, организацию и информационные системы.

В то же самое время Георг Виттенберг и я в BCG моделировали эффективные подходы к бизнес-стратегии и ее применении в различных условиях. В своих разработках мы опирались на так называемый алгоритм многорукого бандита — по случайному совпадению программу такого же типа использовали Alibaba и другие участники цифрового рынка, рекомендуя свои товары потребителям. Такие программы оказались необычайно хороши для быстрого отслеживания и охватывания меняющихся запросов покупателей, адаптируясь самостоятельно под быстро меняющиеся обстоятельства. Делать это им удавалось благодаря применению трех самообучающихся алгоритмов в скоростном автоматическом режиме: адаптация к меняющимся запросам потребителей, моделирование исследования новых запросов и фиксация возникновения новых запросов.

Читайте материал по теме: В чем заключается секрет корпоративной культуры компании Alibaba

Итак, мы решили объединить два потока идей и систематизировать то, что Alibaba некоторое время осуществляла по умолчанию: построить предприятие, которое могло бы корректировать свою собственную деятельность на всех уровнях в соответствии с меняющимися внешними условиями. Таким образом, мы попробовали вывести набор принципов и действий, которые любая компания могла бы использовать для создания самоуправляющегося предприятия. Основная идея в том, чтобы заменить элементы бизнес-модели компании, которые подразумевают вертикаль, на саморегулирующиеся механизмы, которые постоянно развиваются, основываясь на потребностях современного рынка и одновременно формируя такие потребности.

Конкуренция алгоритмов становится все более важным аспектом современного бизнеса. В этом случае мы не фокусируемся на управлении с помощью искусственного интеллекта, который дополняет человека или полностью исключает его участие в процессе. Скорее наоборот: мы подчеркиваем важность алгоритмического мышления для работы с некоторыми ключевыми бизнес-концепциями — такими, как видение, организация, бизнес-модель, и информационными системами, которые были созданы недавно, когда жизнь на Земле была намного проще и стабильнее.

Кому нужна самоорганизация? Компаниям, подобным Alibaba, которые сталкиваются со сложной и быстро меняющейся средой, требующей реорганизации на всех уровнях. Число таких компаний неуклонно растет, и самоорганизация уже востребована не только среди предприятий, стремящихся к глобализации на рынке, но и небольших фирм, которые рискуют пострадать от всплеска новых технологий или действий конкурентов.

Читайте по теме: