Выходящим на пенсию бэби-бумерам стоит задуматься о продаже своих компаний | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Выходящим на пенсию бэби-бумерам стоит задуматься о продаже
своих компаний

Те, кто хотел бы возглавить компанию, скорее станут основателями нового бизнеса, нежели приобретателями уже существующего.

Автор: Эллисон Тэпли

Выходящим на пенсию бэби-бумерам стоит задуматься о продаже своих компаний

читайте также

Хороший лидер не должен бояться быть славным парнем

Джо Панепинто

Клиентский сервис на отлично

Делиси Рик,  Мэтью Диксон,  Пономарефф Лара,  Тернер Скотт

Свежий HBR Россия: самое интересное

Компаниям нужен софт «для людей»

Йон Колко

Ожидается, что в ближайшие двадцать лет четыре миллиона частных компаний, большинство из которых принадлежит уходящим на пенсию представителям поколения бэби-бумеров, должны сменить своих собственников. Опросы показывают, что 75% руководителей и владельцев этих фирм еще не имеют четкого представления о том, как это произойдет.

Есть вариант, о котором мало кто задумывается: найти талантливого представителя поколения Y, недавнего выпускника или выпускницу бизнес-школы, и сделать его (ее) главой компании. Хотите верьте, хотите нет, но эта модель становится все более привлекательной.

Честно говоря, большинство представителей поколения Y также не задумывается о таком применении своих талантов. Те, кто хотел бы возглавить компанию, скорее станут основателями нового бизнеса, нежели приобретателями уже существующего. Но положение вполне может измениться благодаря успешной деятельности специальных фондов, занимающихся поиском и приобретением подходящих компаний.

Первоначально такие поисковые фонды приобрели популярность в среде выпускников университетов, входящих в престижную Лигу плюща, в особенности Гарварда и Стэнфорда. Они продвигают выпускников МВА и других молодых профессионалов с предпринимательской жилкой в ряды руководителей малых и средних частных компаний. С финансовой поддержкой институциональных инвесторов и «дружеско-родственного» капитала эти молодые будущие лидеры (они же «искатели») исследуют рынок с целью найти и приобрести соответствующую компанию, чтобы затем ею управлять. После многих месяцев изучения привлекающей их отрасли они находят подходящую фирму-кандидата, затем покупают ее, переносят штаб-квартиру и становятся новыми хозяевами и гендиректорами.

Читайте материал по теме: Смириться со своей отставкой

Для продавцов, которые еще не продумали свои будущие шаги (возможно, из-за отсутствия естественного наследника или нежелания попасть в руки крупной корпорации или банка), сделка с поисковым фондом может быть весьма привлекательной. Она предлагает плавное продолжение деятельности без значительных потрясений. Новый гендиректор заступает непосредственно на место прежнего, при поддержке существующей руководящей команды. К тому же такие «искатели» приходят в компанию на долгий срок — обычно они остаются в бизнесе гораздо дольше пяти-семи лет, характерных для покупателей из фондов прямых частных инвестиций. Для инвесторов средняя доходность такого фонда зашкаливает за 30 процентов (что сразу заставляет замолчать скептиков). И, конечно, для самих молодых «искателей» подобный процесс предлагает золотую середину между работой в крупной корпорации и попытками создать что-то свое «с нуля».

Говоря шире, мне представляется, что модель поискового фонда уникально подходит для нашего демографического момента. По мере старения населения и выхода управленцев-собственников на пенсию эти фонды предлагают молодым профессионалам шанс стать гендиректорами и лидерами завтрашнего дня.

Читайте материал по теме: Преемственность в компаниях: опыт Юго-Восточной Азии

Что это значит для тех бизнесов, которые будут куплены подобными профессионалами? Продаться поисковому фонду не значит отдаться на произвол эксцентричного «игрека». «Искатели» приходят не одни, а с поддержкой своих наставников — профессоров бизнес-школ или инвесторов из фондов прямых частных инвестиций. Поэтому у них есть лучшие черты обоих миров: задор лидера из поколения Y, соединенный с основательностью зрелых партнеров.

Обычно поисковые фонды покупают компании, характеризующиеся устойчивым финансовым положением, лояльной клиентской базой и здоровым равномерным ростом. Но с течением времени в этот круг может попасть все больше и больше самых разных фирм. Мы на пороге серьезного поколенческого сдвига в лидерстве. Так или иначе, по мере выхода бэби-бумеров на пенсию у руля становятся представители поколения Y.

Читайте по теме: