Создаем условия для конструктивной критики | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Создаем условия для
конструктивной критики

Как странно, что термин «обратная связь» чаще всего используется в негативном смысле. Почему же не быть и позитивной обратной связи?

Автор: Джим Уайтхерст

Создаем условия для конструктивной критики

читайте также

Мегарегионы: значимость места

Флорида Ричард

Красиво, но бесполезно: что не так со сторителлингом для бизнеса

Робин Хогарт,  Эмре Сойер

Утилитарное искусство убеждения

Конгер Джей

Важность организационной структуры никто не отменял

Джилл Коркиндейл

читайте также

Прежде чем стать гендиректором Red Hat, я много лет работал консультантом. Это был удивительный опыт: с одной стороны, люди искренне высказывались с глазу на глаз и были готовы обсуждать самые сложные проблемы, с другой — стеснялись призывать к ответу коллег на общих собраниях собственной организации. Мы с коллегами шутили: практически каждый готов сходу сообщить консультанту, что в компании не ладится и что надо делать, но когда все вместе собирались именно для этого, тут и писка бы негативного никто не услышал. К нашему удивлению, все предпочитали услышать критику от нас, со стороны, а не от собственных коллег.

Хотя для консультантов такая ситуация, пожалуй, выгодна, все же не пора ли компаниям наладить откровенный разговор внутри? Ведь, как правило, и ответ на любую проблему должен идти изнутри. Разве открытая и честная критика на всех уровнях организации не повысит шансы вовремя и успешно решить все проблемы?

Эти вопросы не давали мне покоя, когда я стал гендиректором. К счастью, культура открытого диалога и прочной обратной связи уже входила в ДНК Red Hat, когда я пришел туда. Поскольку корнями Red Hat уходила в мир программного обеспечения с открытым кодом, в то сообщество, которое гордится культурой честной критики, для нас откровенные и, на сторонний взгляд, пожалуй, трудные разговоры — это корпоративная норма. Мы дискутируем, мы спорим, искры так и летят. Преимущества такой организации работы очевидны: мы сразу видим «слона в комнате», но такую культуру непросто создать и особенно трудно поддерживать во время бурного роста компании.

К счастью, из работы в сфере программ с открытым кодом мы усвоили несколько правил — как создавать и поддерживать живую культуру критики в организации. Стоит установить на всех уровнях практику постоянной обратной связи, и маховик раскручивается. Главное — суметь его запустить. Приходится толкать его, следить, как он движется поначалу. Но и оглянуться не успеете, а колесо уже вращается само собой по инерции.

Читайте материал по теме: Закон сохранения привлекательной прибыльности

Мы выявили три ключевых аспекта, которые нужно соблюсти, чтобы запустить этот механизм. Для этого требуется подготовительная работа, в которой участвуют все. Все подталкивают фирму в одном направлении и вместе создают безопасную среду, где каждый даже при самом трудном разговоре остается в безопасности. Если вы — топ-менеджер, вы должны стать ролевой моделью, показать пример такого поведения и поощрять его на всех уровнях корпоративной иерархии.

Умейте хвалить. Как странно, что термин «обратная связь» чаще всего используется в негативном смысле. Почему же не быть и позитивной обратной связи? Хороший способ запустить этот механизм — начать с похвалы, с признания вклада каждого. Мы убедились, что это первое правило при создании самораскручивающегося механизма обратной связи — чаще хвалить достижения сотрудников, чем критиковать их недостатки. В Red Hat пропорция, по моим оценкам, составляет примерно 9:1 (исследования настаивают на пропорции позитива к негативу 3:1). То есть чаще всего, когда коллега из другого отдела обращается к вам и высказывает оценку вашей работы, он собирается поблагодарить вас или похвалить, причем искренне. Так складываются отношения доверия, достаточно сильные, чтобы выдержать и конструктивную критику, когда она понадобится.

Читайте материал по теме: Что такое бизнес-модель?

Раскрывайтесь. Все мы, когда чуем угрозу, склонны выстраивать линию обороны, защищая свой отдел, свою работу и самих себя. Когда такое происходит, весьма красноречивым становится язык тела — люди скрещивают руки на груди, хмурят брови, прямо-таки видно, как у них пар валит из ушей. Но если вы стремитесь наладить в своей компании обратную связь, нужно — особенно вам как управленцу — подать пример, раскрыться, выслушать каждого. Если человек из другого отдела решит, что вы его не слушаете, с какой стати он станет слушать вас? Да, открываясь, мы становимся уязвимыми. Потому-то мы и продвигаем идею «ты и твой открытый программный код — не одно и то же», то есть конструктивную критику не следует принимать как нападки на личность. Сумейте переключиться, и вы создадите открытую и честную культуру, в которой можно будет разобраться с самыми сложными проблемами. И еще один положительный момент: когда вы научитесь слушать критику и действовать в соответствии с ней, благодаря этому повысится и вовлеченность ваших сотрудников.

Инклюзивность — часто и на ранних стадиях. Это одна из проблем для многих компаний. Особенно крупных: наличие барьеров между отделами и подразделениями. Это делается ради большей эффективности, но в результате затрудняется циркуляция информации и произрастает недоверие в коллективе. Зачастую складывается культура «мы против них», разные отделы норовят валить друг на друга вину. Вот почему важный элемент при выстраивании эффективного механизма обратной связи — инклюзивность. Нужно вовлечь людей из всех отделов в процесс принятия решения, причем сделать это на самых разных этапах и делать это постоянно. И не важно, в финансовом отделе вы работаете, в ИТ или в кадрах — гораздо легче и эффективнее получать обратную связь от других отделов постепенно, шаг за шагом, а не на поздних этапах, когда заметно повысятся ставки и риски. Выслушав конструктивную критику в самом начале, вы сможете быстро сменить курс, заодно укрепив связи с другими подразделениями и взаимное доверие.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Итак, если у вас нет лишних денег, чтобы нанимать консультантов, которые говорили бы от вашего имени, пора подать личный пример, поощряя откровенный разговор внутри компании. И если вы сумеете осуществить три перечисленных шага, вы увидите, как маховик обратной связи раскручивается все быстрее и быстрее. А иначе слон так и останется в комнате — и однажды раздавит вас.

Читайте по теме: