9 симптомов упадка компании и как с этим бороться | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

9 симптомов упадка компании и как с
этим бороться

Первые семена будущих проблем закладываются в тот момент, когда прерывается свободный поток информации.

Автор: Розабет Мосс Кантер

9 симптомов упадка компании и как с этим бороться

читайте также

Для успешного слияния нужно не забывать про человеческий фактор

Рон Ашкеназ

Битва за ИТ-кадры: что нужно самым талантливым

Джонатан Фрик ,  Джули Коффман ,  Кей Си Джордж

Польза одиночества

Майк Эрвин

Не требуйте отдать мяч вам

Эриксон Тамара

Как определить, что команда, компания или страна сползли к скользкому склону и срочно требуется возродить их корпоративную культуру? В моей книге «Уверенность. Как начинаются и заканчиваются циклы побед и поражений», где сравнивается движение к успеху и направленная вниз спираль упадка, я обсуждаю девять универсальных симптомов неверно выбранного направления. К счастью, все они излечимы. Следить за собой и вовремя подмечать такие проявления — первый шаг к выздоровлению. Начнем с предвещающих беду признаков:

Упадок коммуникаций. Первые семена будущих проблем закладываются в тот момент, когда прерывается свободный поток информации. Люди закрывают двери кабинетов, избегают общения. Решения принимаются втайне. Официальные заявления встречают недоверчиво. Вместо фактов распространяются сплетни.

Усиливаются критика и взаимные обвинения. Сотрудники публично изобличают друг друга, ищут оправдания себе и тычут пальцами в других, приносят в жертву козлов отпущения. Сомнение в себе маскируется агрессией. Во всем виноваты внешние силы, личная ответственность отсутствует.

Падает уважение. Постоянная критика приводит к ощущению, что вокруг одни неудачники. Низкая эффективность воспринимается как норма, в организации скапливается «много балласта» и его терпят. Все ждут друг от друга худшего и вслух об этом говорят.

Возрастает изоляция. Люди расходятся по углам, по группкам, проникаются недоверием к «чужим» и не желают с ними сотрудничать. Уход от контакта приводит к еще большей изоляции и поощряет к таким же действиям другие группы. Иерархия становится все более жесткой.

Внимание обращено вовнутрь. Каждый сотрудник замыкается на себе и перестает различать широкий контекст — клиентов, сообщества, рынки и мир в целом. Важно лишь то, что происходит внутри, а не внешние цели.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Увеличивается разрыв, растет неравенство. Внутреннее соперничество перерастает в гангстерские войны. Немногочисленные звезды превращаются в привилегированную касту, требуют повышенного внимания, ресурсов и возможностей. Этот социальный разрыв и неравенство власти и влияния также препятствуют нормальной коммуникации. Каждая группа воюет за ресурсы и придерживает их для себя: чем меньше ресурсов, тем сильнее соблазн урвать побольше для себя или покровительствовать фаворитам (или фавориткам).

Исчезает честолюбие. Сотрудники больше не верят в прогресс, они примиряются с заурядностью. Лучше снизить риск, чем стремиться к серьезным усовершенствованиям. Вступает в свои права «оборонительный пессимизм», то есть ожидания занижаются, чтобы в рискованных ситуациях лишний раз не переживать. Вы можете не замечать такого абсентеизма, но, уверяю вас, на работе присутствуют только физически, душу в общее дело уже никто не вкладывает.

Падает инициатива. Когда человек лишается уверенности в себе, его парализует тревога. Он готов поверить, что ничто никогда не будет меняться, он становится пассивным, действует по инерции и не берет на себя даже малую инициативу, а уж тем более не думает об инновациях и переменах. Бюрократические процедуры и интриги кажутся обязательными и неизбежными, они полностью перекрывают генерацию новых идей.

Распространяется негативизм. Цепная реакция эмоций порождает негативизм, а тот, проникая повсеместно, способствует дальнейшему упадку. Такая культура поощряет эгоизм, алчность, недоверие, неуважение, мелочную борьбу и самооправдания — все, кроме действий.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Я наблюдала эти признаки в сворачивающих свою деятельность компаниях, плохо работающих школах перенаселенных районов, в разваливающихся семьях, в странах третьего мира, которые не справляются ни с социальным неравенством, ни с экономикой. Это состояние всегда порождает уныние и чувство обреченности. Но мне довелось участвовать и в противоположном движении: укреплять паттерны, способствующие успеху. Я помогала людям, которые стремятся к конструктивным отношениям и таким образом закладывают основы будущих результатов. Вот что могут лидеры — официальные и потенциальные — сделать, чтобы сменить ведущие к упадку проявления на паттерны, обеспечивающие успех:

  • Поддерживайте открытое общение и свободный обмен информацией. Поощряйте решение проблем в диалоге. Открыто и честно принимайте реальные факты, а не домыслы.
  • Подчеркивайте личную ответственность. Откажитесь выслушивать взаимные обвинения, требуйте, чтобы каждый взял на себя ответственность за свою роль в сложившейся ситуации.
  • Подавайте пример уважения к талантам и результатам на любом уровне организации. Часто публично благодарите своих сотрудников. Хвалите тех, кто соответствует высоким требованиям, помогайте более слабым совершенствоваться (а тех, кто не желает —увольняйте).
  • Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация
  • Поощряйте общение между разными группами. Создавайте для решения проблем смешанные команды из представителей разных отделов.
  • Указывайте общую цель. Постоянно вдохновляйте сотрудников видением цели, выходящей за пределы индивидуальных или командных усилий. Найдите великую сверхзадачу, которая увлечет всех и вся.
  • Старайтесь сократить неравенство, в том числе статусное. Пусть ваша профессиональная элита наставляет более молодых сотрудников и помогает им. Дополнительные ресурсы распределяйте между многими группами, поощряйте совместные проекты или распределение функций. Предоставляйте возможности для обучения и роста.
  • Культивируйте в людях честолюбие. Используйте метод малых побед, чтобы пробудить потенциал большего успеха. Помогайте сотрудникам ставить реалистичные, но требующие усилий цели и осуществлять их.
  • Награждайте инициативу. Давайте сотрудникам время или небольшие гранты для работы над новыми идеями. Пусть мозговой штурм войдет у вас в обычай.
  • Читайте материал по теме: Лабиринты матричного менеджмента
  • Укрепляйте оптимистические настроения, утверждая и делом доказывая, что перемены к лучшему возможны. Не прислушивайтесь к негативу.

Лидеры могут осуществлять вдохновляющие и охватывающие всех сотрудников перемены, воспитывая «поведение победителей». Даже если мы повсюду уже видим признаки упадка, еще не поздно оздоровить корпоративную культуру. Но для начала имеет смысл обратить внимание на эти симптомы.

Читайте по теме: