За что я люблю Starbucks | Большие Идеи

・ Операционное управление

За что я
люблю Starbucks

Два взаимосвязанных фактора определяют успех любой компании в этом веке

Автор: Тони Шварц

За что я люблю Starbucks
Rebecca Krebs / Flickr

читайте также

Как построить селян

Владимир Рувинский

Четыре элемента успешной цифровой трансформации

Андрей Шипилов,  Антуан Эмон-Лоран ,  Дидье Руйар ,  Натан Ферр

Игра без правил уничтожит вас как лидера

Наталия Васина

Злитесь! Это пойдет на пользу вашей карьере

Ирина Гусинская

Говард Шульц, гендиректор Starbucks, не из тех руководителей, кого пренебрежительно именуют «пиджаками».

Он не только обходится без дорогих костюмов, но у него есть сердце, это открытый человек, чья жизненная философия отнюдь не сводится к зарабатыванию денег.

От «пиджаков» Шульца отличает понимание простого факта: сегодня каждая компания должна чувствовать себя частью огромного сообщества, служить многим людям, а не только акционерам.

Шульц стремится доказать преимущества своей бизнес-модели — той, которая, как он выражается, «сочетает стремление к прибыли с социальной ответственностью».

В своей книге «Как чашка за чашкой строилась Starbucks», Шульц представляет свою миссию не так, как большинство руководителей: «Все, что мы делаем, — пишет он, — проникнуто любовью к людям».

Для Starbucks это означает уделить и время, и деньги нуждам местного сообщества, поддерживать устойчивость сельскохозяйственных общин, соблюдать этические правила работы на кофейных плантациях и на заводах, при упаковке и перевозке продуктов следить за экологическими последствиями.

Также это подразумевает создание так называемого «третьего места» согласно терминологии Шульца — между работой и домом, где люди могут общаться или отдыхать в одиночку, удобно и недорого.

В первый раз Шульц доказал свою правоту в 1986 году, когда приобрел в Сиэтле небольшую сеть кофеен и за два десятилетия выстроил знаменитую транснациональную корпорацию. В 2000 году Шульц ушел из Starbucks, но к 2007 году, стремительно расширяясь, компания все-таки вошла в штопор.

В 2008 году Шульц вернулся и осуществил реформы — не без трудностей, но все же в последнем квартале того года Starbucks продемонстрировала один из лучших финансовых результатов за свою историю.

В книге Шульца во всех увлекательных подробностях описаны те меры, которые он предпринимал для восстановления своей компании, в том числе нелегкое решение закрыть сотни плохо работающих кофеен, уволив тысячи сотрудников.

«Сокращение штатов — жестокая вещь, — признается Шульц. — Крайне жестокая. И хотя мы старались проявить сочувствие, все же эти действия казались многим несправедливыми. Но беда в том, что, откажись мы от этих мер, все бы кончилось куда хуже».

Меня более всего заинтересовали те меры, с помощью которых Шульц сумел вернуть сотрудникам вдохновение и вновь обрести связь со своими клиентами.

Два мощных примера.

Шульц увидел, что в погоне за количеством компания принесла в жертву качество фирменного продукта. И он решил закрыл на день все кофейни до единой и провести заново обучение 135 000 барист, чтобы те вспомнили, как делать идеальный эспрессо. В 5 часов вечера, во вторник, в феврале 2008 года была проведена эта беспрецедентная операция.

«Если бариста перестает думать о качестве и варит слишком слабый или горький эспрессо, — пишет Шульц, — значит, Starbucks утратила тот смысл, в поисках которого мы создавали эту компанию 40 лет назад… Это всегда был не просто кофе, но без лучшего в мире кофе нас не будет».

Закрытие кофеен обошлось компании в шесть миллионов недополученной прибыли, немилосердные отклики в прессе, существовал риск отпугнуть клиентов подобными действиями. Но Шульц был уверен, и я склонен согласиться с ним, что это стало поворотным моментом, когда в компанию вернулось стремление к совершенству и покупатели увидели, что в итоге они получают действительно лучший кофе.

Второй пример — конференция по лидерству, собравшая 10 000 сотрудников. Корпорация организовала это мероприятие в октябре 2008 года, через месяц после падения фондовых рынков, в пострадавшем от наводнения Новом Орлеане. Многие в компании советовали отложить эту традиционную, проводимую раз в два года конференцию и сэкономить 30 миллионов долларов, но Шульц настаивал на том, что нужно потратить деньги в Новый Орлеан.

Первый день конференции посвятили волонтерству. Сотрудники Starbucks вложили 50 тысяч часов своего труда на восстановление пострадавшего города — красили, сажали траву, прочищали водостоки и даже восстанавливали детские площадки. Остальные дни посвятили мотивации коллектива.

«Где-то на своем пути мы начали терять ту любовь, которой прежде пользовалась Starbucks, — пишет Шульц. — Но в Новом Орлеане мы сумели ее вернуть».

Шульц прекрасно видит, какие два взаимосвязанных фактора определяют успех любой компании в этом веке. Во-первых, сотрудники, особенно представители поколения Y. Они преданы исключительно тем организациям, чьи ценности и миссию они могут разделить. Во-вторых, клиенты все более склонны поддерживать те компании, которые предлагают им понятные общечеловеческие ценности.

Восхищаясь Говардом Шульцем, я хотел бы представить на рассмотрение еще одну проблему лидерства в современном мире.

Starbucks уже разработала для своих сотрудников один из лучших в мире компенсационных пакетов, включая полное страхование здоровья, право покупать акции Starbucks со скидкой, соучастие компании в пенсионных накоплениях. Почему бы не показать еще один пример справедливости, выровняв жалование и преодолев нынешний слишком большой разрыв между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками?

Об авторе. Тони Шварц — консультант, президент компании The Energy Project и автор книги Be Excellent at Anything.