Три способа разрушить единство компании | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа разрушить
единство компании

Общее представление о развитии предприятия подменяется крупными «вдохновляющими» целями.

Автор: Рон Каруччи

Три способа разрушить единство компании

читайте также

«Нам сейчас не до образования!»: как развивать сотрудников во время пандемии

Джанпьеро Петрильери,  Энни Пешкам

Почему неприятности случаются в конце трудной работы

Нил Суиди

Три приема, которые помогут продавать по более высокой цене

Дейл Гриффин,  Дэвид Дж. Хардисти,  Томас Аллард

Восемь правил эффективного гибридного совещания

Боб Фриш,  Кэри Грин

Когда в организации возникают проблемы из-за отсутствия слаженной культуры, руководители пускаются на самые удивительные ухищрения. Например, по меньшей мере 15 предприятий добавили к своему названию эпитет «единая» (скажем, «One Acme») и с этого начали кампанию по укреплению внутрикорпоративных связей.

Но разве этим поможешь?

Внутренняя раздробленность — естественное последствие масштабирования. В какой-то момент, когда ваша фирма достигнет капитализации в 20 миллионов или 20 миллиардов долларов, обычный процесс «деления клеток» может разорвать ее на части. Самое трудное — организовать предприятие так, чтобы оно сохраняло единство вопреки росту, но большинство топ-менеджеров предпочитает не замечать эту проблему. Словно новый домовладелец, который закрашивает прогнившие стены, высшее руководство предпочитает делать «косметический ремонт» — проводя кампании по объединению и при этом не желая замечать, как глубоко идут трещины. Они упускают из виду ту магию, благодаря которой каждый сотрудник чувствует себя частью чего-то большего, чем он сам.

Проработав с самыми разными компаниями более 30 лет, я постоянно наблюдал этот менеджерский изъян — псевдообъединение, бюрократическое подобие единства.

Вот три самых негативных действия, которые не укрепляют единство, а разносит его в клочья.

1. Провозглашаются великие цели вместо подлинных стратегий. Лучше всего компания объединяется вокруг всем известной, с энтузиазмом воспринимаемой стратегии. Но на удивление часто фирмы обходятся вовсе без нее. Если расспросить топ-менеджеров об их стратегии, ответы могут оказаться самые разные. Кому-то важны объемы производства и продаж или намеченный рост, в ход идут также заявления о миссии, но все это фальшь. Опросив 2135 руководителей, McKinsey установила, что большинство корпоративных стратегий «развиваются под давлением самой организации, сотрудников и рынков» и не набирают более трех баллов из десяти в тестах на последовательную стратегию.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Общее представление о развитии предприятия подменяется крупными «вдохновляющими» целями: «Мы станем основным поставщиком того-то», или: «Мы будем самой быстрорастущей организацией в отрасли», или: «Овладеем таким-то рынком». Ничего плохого нет в честолюбии, побуждающем компанию напрягать все свои силы. Но сами по себе эти великие цели не помогут объединить фирму — можно добиться краткой вспышки энтузиазма, но, когда головокружение от успехов пройдет, все вернутся к обычным своим делам.

А если руководитель ставит явно недостижимые цели, он лишается доверия и подрывает лояльность персонала. Так великая цель может привести к обратным результатам: подорвет единство и ослабит внутрикорпоративные связи. Чтобы по-настоящему улучшить свою компанию, руководителям требуется четкий план, в котором будут определены конкурентные преимущества организации, ее возможности, ключевые клиенты и приоритетные инвестиции.

2. Изъяны корпоративной культуры маскируются ценностями. Большинство компаний провозглашают некий набор ценностей — честность и уважение, инновационный дух, командная работа, преданность клиентам, приверженность «зеленым» технологиям и т. д. Токсичная культура, негативное поведение, срочная необходимость реформ побуждают лидеров переключить внимание на «ценности». Под красивыми словами с трудом угадывается, что именно внутри организации требует коррекции. Говорят о «темпе», когда начинают отставать от рыночных или отраслевых циклов. «Честность» вдруг становится главной ценностью после громкого скандала. Если новые ценности провозглашаются с тайным умыслом исправить людей, держу пари, что они их не примут. На наших глазах один гендиректор обратился в рекламное агентство с просьбой сформулировать лозунги, которые, по его мнению, должны были выправить культуру его компании. Однако многомилионный заказ рухнул под собственным весом, потому что все эти лозунги оказались полной противоположностью сложившимся в компании правилам и установкам.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Если провозглашенные ценности можно нарушать безо всяких для себя дурных последствий, то их будут просто-напросто саботировать — цинично или лицемерно. Хуже того, эти заявления обнажат двуличие самих топ-менеджеров, которые заявляют о ценностях лишь на словах, не подавая примера делом — значит, и у подчиненных нет резона стараться. Подлинные культурные нормы влияют на результат, согласованы со стратегией, из них вырастает неколебимая гордость сообщества. Ценности же, которые ничего не значат в глазах коллектива, лишь подрывают единство заодно с доверием и энтузиазмом. Остается лишь стыд и страх, они-то и формируют поведение с очевидными результатами для организации.

Одно масштабное исследование, охватившее более тысячи компаний из списка «Лучших мест работы», выявило сильную корреляцию между финансовыми показателями компании и уровнем доверия к корпоративным ценностям: насколько слова соответствуют поступкам. Ценности организации должны отражать те факторы, которые обеспечивают ее успех. Они обращены к команде и напоминают: «Вот что требуется здесь для успеха». От стратегии — к работе с людьми, вплетая все процессы в единую ткань компании, чтобы связь между словами и делами была очевидной.

3. Проводятся бесконечные собрания и составляются отчеты, вместо того чтобы разработать и применять внятные процессы принятия решений. Я бы разбогател, если б получал по доллару каждый раз, когда слышу: «Все время уходит на бесполезные собрания и бумаги, работу делаем чуть ли не по ночам». Эти утомительные совещания и бессмысленные отчеты — признак слабого управления или полного отсутствия такового. Когда право принимать решения не сочетается с необходимым авторитетом и имеющимися ресурсами, тут-то комиссии и комитеты плодятся, как вирусы при гриппе. Груды презентаций и таблиц доказывают полезность очередного собрания — вот же как продуктивно поработали! Главы отделов, готовящих презентации, и составители отчетов отчаянно цепляются за них как за свидетельство своей незаменимости.

Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация

Когда сотрудники много времени проводят вместе — пусть сидя на собраниях или же составляя пустые отчеты, разумеется, возникает иллюзия общности. Ведь они же в самом деле столько всего делают каждый день вместе (в среднем на человека приходится 62 собрания в месяц). Но от того, что люди вдыхают один и тот же воздух, они еще не становятся сплоченными, более того, им скоро надоедают и сами собрания, и его участники. А затраты на подобные бессмысленные мероприятия трудно переоценить. Консультируя одну организацию, мы обнаружили, что ее 400 топ-менеджеров проводили на собраниях более 57 тысяч часов в год! Руководителям следует тщательно продумать, как распределять время и ресурсы внутри компании, чтобы работа шла быстрее и чтобы вместо десятков и сотен собраний проводились лишь те, которые необходимы для координации общих бизнес-процессов, то есть для настоящего укрепления единства фирмы.

Единство компании — не мистика, его вполне можно добиться, но сделать это нелегко. И не стоит искать чудодейственные средства и прибегать к перечисленным выше мерам. Гармоничные, цельные организации, постоянно обгоняющие конкурентов, благополучны именно потому, что их руководители не жалеют усилий, выстраивая и укрепляя единую корпоративную культуру.

Читайте по теме: