Армия как бизнес-школа: опыт Израиля | Большие Идеи

・ Операционное управление

Армия как бизнес-школа:
опыт Израиля

Командиры на любом уровне стараются дать своим подчиненным задания, которые превосходят их компетенции как по должности, так и по опыту.

Автор: Александр Бабицкий

Армия как бизнес-школа: опыт Израиля

читайте также

Три правила руководства Уоррена Баффетта

Брайан Тайан,  Дэвид Ларкер

Научите сотрудников считать

Лусарди Аннамария,  Питер Туфано

Порочный круг буллинга

Ирина Пешкова

Жить осознанно, а не на автопилоте

Элисон Биард

Много и многими было написано про роль армии в развитии израильской экосистемы инноваций. Целые главы в книге «Start up Nation» посвящены выпускникам всяческих технологических частей. Во всех описана довольно банальная история — очень умные и талантливые ребята, которые по роду своей деятельности в армии находились на самых передовых позициях технологического фронта и в течение многих лет выработали небывалые навыки, выходят на гражданку и, используя свои знания, либо создают стартапы, либо вливаются в жизнь существующих компаний и проявляют себя там. Все это хорошо и правильно.

Да, Армия обороны Израиля (Цахал) постоянно занята (спасибо соседям!), расслабляться некогда, этот тонус закаляет и создает мощных борцов киберфронта — но по этой логике похожие по природе технологические части военных держав типа Великобритании и США, которые в последнее время активно участвовали в военных действиях, должны давать похожий эффект на стартаперскую среду этих стран. Но, по-моему, этого не происходит ни в Америке, ни в Соединенном Королевстве.

Я предложил бы посмотреть на это с другого ракурса. На мой взгляд, Цахал (как, впрочем, любая армия) — это прекрасная школа жизни, но есть в ней несколько очень специфических явлений, которые стоит описать отдельно. Краткая оговорка, служил я в десантно-пехотном батальоне простым солдатом и не берусь предоставлять глубинный анализ. То, что я опишу, — это те явления, которые испытал лично и нашел их полезными для себя и других в бизнес-среде.

Все начинают с одной точки. Все в Цахале начинают снизу, с самого низу. У нас нет военных училищ. Все начинают солдатами, а дальше уже в зависимости от успехов можно пойти на курсы сержантов, вернуться в часть сержантом, отслужить какое-то время, доказать свою компетентность и уже потом заслужить зачисление на курсы офицеров и далее по тексту. Это создает ситуацию, в которой командир прошел через все роли своих подчиненных и досконально знает их обязанности. Понятно, что все переходы сопровождаются обучением и соответствующим отбором и пирамида сужается, как в любой организации, но начинают «от сохи». Что это дает? А дает это каждому солдату ощущение, что он может стать генералом. Создает культуру продвижения на базе достижений (merit base). Так все служат, у всех есть хорошее представление, что можно ожидать от человека, прошедшего службу в определенных частях, и это играет определенную роль в приеме на работу (конечно, эта роль больше играет на первых стадиях карьеры).

Читайте материал по теме: 4 урока лидерства от действующего генерала

Социальный лифт. Армия также является важным социальным лифтом. Многие из сегодняшних бизнес-лидеров в технологических компаниях Израиля пришли в Цахал из очень бедных семей и очень неблагополучных районов и «сделали» себя в армии, которая как определенная среда дает всем равные возможности показать себя и продвигаться по службе. В стране, которая постоянно принимает волны иммиграции из очень разных стран и культур, у армии всегда была роль плавильного котла, в котором смешивались разные культуры. Именно из Цахала выходили люди, которых можно назвать израильтянами.

Неформальность отношений. Тут все, кто хотя бы раз взаимодействовал с армией, скажут: «Как же так? Армия — это самая формализованная организация, все стоят навытяжку и отдают честь». Но в боевых частях Цахала не отдают честь (только в учебке), солдаты называют командиров по имени, в столовой все сидят за одним столом, короче: полное отступление от всех традиций всех армий мира. В какой-то степени это традиция, которая сложилась еще до основания государства Израиль, когда те подразделения, из которых выросли боевые части (особенно пехота), были полупартизанскими формированиями. Эта традиция трепетно сохраняется и имеет свои положительные влияния на повседневной деятельности Цахала.

Я думаю, что неформальность отношений закладывает фундамент для двух важных явлений:

«Наделение ответственностью» и «Развитие критического мышления». Аспекты, которые я описал до этого, сильно влияют на деловую среду и бизнес-культуру Израиля, но если бы мне нужно было указать на то, что я непременно бы взял из моей армейской службы и перенес в бизнес-среду, то я бы назвал два вышеупомянутых явления. Постараюсь описать их более подробно.

Читайте материал по теме: Лидерство, закаленное службой

Начнем с наделения ответственностью (это мой вольный перевод ивритского термина — на английском это близко к «authority delegation», но, как говорится в анекдоте, «есть нюансы»).

Командиры на любом уровне стараются дать своим подчиненным задания, которые превосходят их компетенции как по должности, так и по опыту. Это происходит на всех уровнях. Самый простой пример — командир взвода вызывает рядового, служащего в армии полгода, и говорит ему, что сегодня он будет командовать соединением из двух боевых машин и шести солдат, который патрулирует участок границы или отвечает за какой-то квадрат на территориях. Понятно, что рядовой и не мечтал получить такую ответственность (да и по приказам и бумагам там должен быть опытный сержант). Делается это для проверки рядового, потому что командир пометил его как кандидата на курсы командиров (даже если сам боец об этом даже и не догадывается) или же наоборот: потому что тот является оболтусом, но его начальник верит, что наделение его большими полномочиями и ответственностью заставит его «подтянуться». Это часть организационной культуры армии, и сам командир взвода проходил похожие упражнения, когда был молодым солдатом. Пройдя несколько раз через такое упражнение на разных стадиях своей службы, солдат или молодой офицер начинает думать категориями: «Я могу. Я могу сделать все — нет роли, которая для меня велика». Я думаю, что можно назвать это одним из источников широко известной (и даже вошедшей в английский язык — «Chutzpa») израильской наглости (в хорошем смысле этого слова). Это позволяет израильским стартаперам, сидя в каком-нибудь полуподвале в Тель-Авиве, бросать вызов крупным корпорациям, удивлять всех своими дерзкими решениями и привлекать большие деньги. В бизнес-среде мы продолжаем делать то же самое и даем задачи, которые на несколько размеров больше, чем сотрудник, их получивший. Обычно, если вы, конечно, не ошиблись в человеке, он быстро справляется с возложенными на него обязанностями. Понятно, что эффект для бизнеса крайне положительный — как в деньгах, так и в развитии и сохранении ценных кадров.

Теперь к развитию критического мышления. Процедура описывается в русском языке военным термином «разбор полетов». Именно он является интегральной частью любой, даже самой незначительной и ежедневной рутинной армейской операции. До и после все чины, от рядового до полковника (конечно, в зависимости от важности и размера операции границы участия меняются, но процедуру на разных уровнях проходят все), собираются в комнате и досконально прорабатывают тему. Абсолютно приемлема следующая ситуация: рядовой тянет руку и говорит следующее: «Я считаю, что приказ полковника остановить колону внизу ущелья был неправильным и подверг нас лишнему риску». После чего идет живое обсуждение с участием всех чинов и, что случается довольно часто, офицер признает свою ошибку, а далее все вместе решают, как избежать подобного в будущем. Многие скажут, что это как-то не по-армейски, и подобные вещи сеют хаос и раздор, но факт остается фактом, это реально работает.

Читайте материал по теме: Как спецназ ВМС США готовит первоклассных лидеров

Более того, приведу вот какой пример. Кто-то из младших чинов увидел промашку и промолчал, сникнув перед авторитетом командования, что привело к негативным последствиям, и люди были вынуждены отвечать за свое бездействие. Логика проста, если король разгуливает голым, пусть ему об этом скажут раньше, чем его заметят подданные. Атмосфера ненаказуемости критики старших по званию, а даже активного поощрения такой критики, на мой взгляд, является одним из основных вкладов Цахала в создание здоровой бизнес-культуры поощрения инноваций в Израиле.

Еще раз оговорюсь, армейская служба — это очень интенсивное упражнение, и каждый выносит из нее для себя что-то свое. Я пытался показать те аспекты, которые можно попробовать применить в любой организации (в том числе за пределами Израиля) и получить положительный эффект. Но не забывайте, что описанные выше меры — это процесс. А перемены, как известно, не могут произойти за один день, но попробовать все-таки стоит.