Почему опасно мыслить категориями

Почему опасно мыслить категориями
|28 октября 2019| Барт де Ланге

Скажите «та». А теперь «да». Попробуйте прочувствовать особенности артикуляции в том и в другом случае. В чем разница?

Сложный вопрос? На самом деле нет. Дело не в положении губ или языка, а в так называемом времени начала озвончения — интервале между началом движения языка, с одной стороны, и колебания голосовых связок — с другой. Граница лежит примерно на уровне 40 миллисекунд: если интервал больше, англоговорящий человек услышит «та», если меньше, то «да».

Поразительно, но вы никогда не услышите третьего варианта: только «та» или «да». Неважно, какова разница между интервалами у двоих говорящих: важно лишь, превышают эти интервалы 40 мс или нет. У одного время ­начала озвончения может составлять 80 мс, у другого 50 мс, но в обоих случаях получится «та». Стоит одному говорящему оказаться по другую сторону границы, разница в 10 мс станет значимой: на 45 мс это будет еще «та», а на 35 мс — уже «да». Удивительно, но факт.

Последнее время интернет пестрит подобными увлекательными фокусами, демонстрирующими дихотомию нашего восприятия. Вспомнить хотя бы аудиозапись, на которой одни слышали «Янни», а другие — «Лорел». Или платье, которое кому-то казалось сине-черным, а кому-то бело-золотым. В обоих случаях, как с «та» и «да», люди разбились на два лагеря, и все были готовы поручиться, что их вариант — единственно верный.

Наш мозг — машина категоризации, непрерывно упрощающая и структурирующая гигантские объемы неоднозначной информации в попытке осмыслить окружающий мир. Это одна из его важнейших задач: благодаря этой способности мы с первого взгляда понимаем, змея перед нами или палка.

Категоризация имеет смысл, если обладает двумя свойствами. Во-первых, она должна быть обоснованной: нельзя произвольно делить на классы однородную группу предметов. Обоснованные категории, как сказал бы Платон, это составные части природы — скажем, те же палки и змеи. Во-вторых, категоризация должна быть полезной: каждая категория должна быть наделена важной для вас характеристикой. Отличать змей от палок, например, необходимо для собственной безопасности.

Вроде бы все понятно. Вот только в бизнесе мы зачастую создаем и используем необоснованные и/или бесполезные категории, что может привести к серьезным ошибкам при принятии решений.

Взять хотя бы типологию Майерс — Бриггс — инструмент личностной оценки, который, как указывают издатели, используется для принятия решений в более чем 80% компаний из списка Fortune 500. В зависимости от того, какой из двух ответов на 93 вопроса выбрал сотрудник, его причисляют к одной из 16 категорий. Но проблема в том, что эти ответы нужно тщательно анализировать. Как люди их дают: опираясь на факты или ощущения? Многие наверняка скажут: «По ситуации». Но разве это нормально для серьезного теста? Респонденты вынуждены каждый раз примыкать к тому или иному лагерю, выбирая варианты, которые, возможно, сочли бы неподходящими для себя при повторном тестировании. Все ответы суммируются, и на сотрудника навешивается ярлык: он не интроверт, а экстраверт, ориентирован на результат, а не на процесс. Все эти категории совершенно безосновательны. Пользы от теста тоже нет: по типу личности нельзя предсказать ни успех в работе, ни удовлетворенность ею.

Отчего же в таком случае типология Майерс — Бриггс столь популярна? Оттого, что категориальное мышление заставляет нас верить в иллюзии.

Склонность все классифицировать может привести к четырем проблемам. Она способна заставить нас обобщать составные части категории, считая их более однородными, чем они есть; преувеличивать различия между членами различных категорий; дискриминировать одни категории и превозносить другие и коснеть в своих убеждениях, воспринимая созданную единожды структуру как незыблемую.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/prinyatie-resheniy/812396

2019-10-28T17:18:28.000+03:00

Mon, 28 Oct 2019 17:36:07 GMT

Почему опасно мыслить категориями

Как систематизация информации мешает нам принимать разумные решения

Менеджмент / Принятие решений

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/7l/qrd82/original-yoj.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия