Шесть принципов здравого суждения | Harvard Business Review Russia
Принятие решений

Шесть принципов здравого суждения

Эндрю Ликерман
Шесть принципов здравого суждения
Tim Flach/Getty Images

Пора определиться. Факты собраны, аргументы за и против перечислены, но чаша весов, кажется, не склоняется ни в одну из сторон. Собравшиеся за столом обращают взоры к генеральному директору. Они ждут, что он вынесет здравое суждение — интерпретирует имеющуюся информацию и сделает верный выбор.

Умение выносить суждения (формировать мнения и принимать решения, задействуя личные качества, значимые знания и опыт) «лежит в основе образцового лидерства» — утверждают Ноэль Тичи и Уоррен Беннис, авторы книги «Judgment: How Winning Leaders Make Great Calls». Это умение позволяет сделать разумный выбор в отсутствие необходимых данных. Все мы способны формировать мнения и интерпретировать информацию. Вопрос в том, достаточно ли здраво наше суждение.

Что же делает его таковым? На этот счет сломано немало копий. Некоторые эксперты утверждают: чтобы вынести качественное суждение, требуется чутье, или интуиция — то, что позволяет на подсознательном уровне сочетать богатый опыт с аналитическими навыками и за счет этого переживать озарение или находить неочевидные закономерности. Это определение кажется ясным, но оно не помогает нам понять, как научиться выносить или хотя бы распознавать такое суждение.

Чтобы выяснить это, я побеседовал с гендиректорами многих компаний — от мировых гигантов до стартапов. Я обратился к специалистам в разных областях: старшим партнерам юридических и бухгалтерских фирм, генералам, врачам, ученым, священникам и дипломатам. Я попросил их поделиться наблюдениями за тем, как они сами и другие люди выносят суждения. Я хотел установить, какие умения и поведенческие шаблоны обуславливают инсайты и открывают глаза на скрытую логику ситуации. Я изучил соответствующую литературу по лидерству и психологии.

Мне удалось заметить, что руководители со здравыми суждениями — обычно внимательные слушатели и читатели, способные разглядеть глубинный смысл высказываний и за счет этого выявить паттерны, ускользающие от внимания окружающих. Широта их опыта и связей позволяет им заметить параллели или аналогии, не видимые другим. Если они чего-то не знают, у них есть к кому обратиться — и на чье суждение положиться. Такие люди обращают внимание на свои эмоции, замечают собственные предубеждения и умеют выносить их за скобки. Они с легкостью расширяют число рассматриваемых вариантов решения. Наконец, они не теряют связи с реальностью: делая выбор, сразу думают о его реализации.

Суждения, выносимые лидерами, определяются их уникальным подходом к работе, их умениями и связями. В этой статье я расскажу о шести основных критериях, определяющих качество суждения, — я назвал их познание, доверие, опыт, отстранение, варианты и реализация — и о том, как их улучшить.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Георгий Зараковский. Отвергнутая эргономика
Зараковский Георгий,  Анна Натитник
Новое поколение первопроходцев
Клейтон Кристенсен,  Эфоса Оджомо,  Дерек ван Бивер