Пять приемов, которые помогут быстро принимать решения | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять приемов, которые помогут быстро
принимать решения

Как перестать до бесконечности обдумывать каждый вопрос

Автор: Мелоди Уилдинг

Пять приемов, которые помогут быстро принимать решения
Фото: Camylla Battani / Unsplash

читайте также

Карьера вышла боком

Владимир Рувинский

Какой из вас предсказаталь?

Избавляйтесь от ограничений

Уэйнбергер Дэвид

В поисках инноваций

Теренс — менеджер по продукту в крупной технологической компании, его работа — принимать решения. Разработке каких характеристик отдать приоритет? Кого задействовать в проекте? Когда запустить продукт? Сотни решений определяют видение, стратегию и направление развития для каждого продукта, контролируемого Теренсом.

Теренс любит свою работу, однако необходимость принимать так много решений вызывает у него стресс. Он тратит часы на обдумывание, анализируя переменные, чтобы сделать «правильный» выбор. Он волнуется о будущем и представляет все варианты, при которых запуск может пройти неправильно. Затем он ругает себя за то, что тратит ценное время и силы на размышления вместо того, чтобы действовать. Иначе говоря, его вдумчивость, которая обычно является сильной стороной, часто ведет к тому, что он думает слишком долго.

Таких, как Теренс, я называю «чувствительными борцами» — это люди, стремящиеся к высоким достижениям и воспринимающие мир глубже других. Исследования показывают, что у чувствительных людей более активно формируются нейронные связи и протекают нейрохимические процессы в областях мозга, связанных с интеллектуальной обработкой данных. Это означает, что их мозг не просто воспринимает больше информации, но и обрабатывает ее более сложным образом. Восприимчивые люди часто вызывают восхищение тем, что рассматривают проблему с разных сторон и учитывают все нюансы. Но в то же время они больше подвержены стрессу и переутомлению.

Осмотрительность — прекрасное и важное лидерское качество, которое, несомненно, ведет к более высоким результатам. Но для Теренса и подобных ему людей при обдумывании решений наступает момент, когда размышления становятся чрезмерными. Если вы сталкиваетесь с теми же проблемами, предлагаю вам пять способов остановить цикл размышлений и прийти к хорошим и быстрым решениям.

1. Забудьте о перфекционизме

Перфекционизм — одно из основных препятствий на пути к быстрому, эффективному принятию решений, так как он опирается на ущербную модель мышления «все или ничего». Например, из-за перфекционизма вы можете начать думать, что если не сделаете «верный» выбор (как будто существует всего одно правильное решение), то потерпите сокрушительное поражение. Или что вы должны знать все, предвидеть любую случайность и иметь тщательно разработанный план, прежде чем начать действовать. Попытки взвесить любой возможный результат парализуют.

Чтобы справиться с этой тенденцией, задайте себе следующие вопросы:

  • Какое решение окажет самое большое положительное воздействие на мои основные приоритеты?

  • Из всех, кого я могу порадовать или огорчить, кто те один-два человека, которых мне меньше всего хотелось бы разочаровать?

  • Какую одну вещь я могу сделать сегодня, чтобы приблизиться к своей цели?

  • Исходя из того, что я знаю, и информации, которой располагаю на данный момент, каким будет лучший следующий шаг?

В конце концов, гораздо легче разобраться и сделать шаг, чем пытаться предвидеть будущее на месяцы или даже годы вперед.

2. Определите масштаб проблемы

Некоторые решения требуют тщательного обдумывания, другие — нет. Прежде чем вы примите решение, запишите, какие цели, приоритеты или близких вам людей оно затронет. Это поможет вам отличить важное от того, на чем не стоит зацикливаться.

Аналогично, если вас волнует перспектива принять неверное решение, попробуйте тест 10/10/10. Когда вы боитесь дать маху, подумайте, что вы будете чувствовать в связи с этим решением через 10 недель, 10 месяцев или 10 лет? Вероятно, этот выбор не будет иметь последствий или вы даже не вспомните, как переживали из-за него. Ответы помогут вам взглянуть на проблему под новым углом и найти мотивацию, необходимую для действия.

3. Пользуйтесь недооцененной силой интуиции

Интуиция работает по принципу сопоставления с образцом. Мозг рассматривает ситуацию, быстро оценивает весь ваш жизненный опыт и принимает лучшее решение с учетом контекста. Этот автоматический процесс протекает быстрее, чем рациональное мышление, что означает, что интуиция является необходимым инструментом принятия решений, когда времени мало и традиционные данные отсутствуют. Исследования показывают, что сочетание интуиции с аналитическим мышлением помогает лучше, быстрее и точнее принимать решения и придает больше уверенности в выборе, чем если бы вы рассчитывали исключительно на интеллект. В одном исследовании покупатели автомобилей, которые опирались только на тщательный анализ, оставались довольны своими покупками примерно в четверти случаев. Те же, кто совершал интуитивную покупку, были довольны в 60% случаев. Это связано с тем, что быстрое познание, или способность воспринимать «тонкие срезы», позволяет мозгу принимать разумные решения без лишних размышлений.

Теренс, менеджер по продукту, о котором шла речь выше, так заинтересовался идеей принимать решения интуитивно, что запланировал «день расторможенности» и в этот день следовал интуиции во всем, что говорил и делал в течение 24 часов. И каков был результат? Доверившись интуиции, он осмелел, забыл о самоцензуре и стал принимать трудные решения, даже когда знал, что это может кого-то расстроить. «Дело не только в том, сколько всего я успевал выполнить, но и насколько быстро это получалось и что я чувствовал по этому поводу, — рассказывал он мне. — У меня появилась уверенность, что я справлюсь с чем угодно». Попробуйте тоже провести «день расторможенности» или просто выделите несколько минут в день и вспомните три-пять случаев, когда вы доверились своей интуиции и результаты были положительными.

4. Сводите к минимуму усталость от принятия решений

Вы принимаете сотни решений в день — начиная с того, что съесть на завтрак, и заканчивая тем, как ответить на письмо, — и каждое истощает ваши умственные и эмоциональные ресурсы. Вы скорее будете слишком долго размышлять, когда устали, поэтому чем меньше вы будете принимать незначительных решений, тем больше энергии у вас останется на действительно важные.

Продумайте рутину и ритуалы, чтобы тратить меньше умственных усилий — например, планируйте меню на неделю или заведите себе капсульный гардероб. Аналогично ищите возможности избавиться от некоторых решений, вводите методы работы и стандартизированные протоколы, делегируйте задачи или участие во встречах.

5. Создавайте творческие ограничения

Возможно, вы знакомы с законом Паркинсона, который гласит, что работа занимает все отведенное на нее время. Проще говоря, если вы даете себе на подготовку презентации месяц, вам понадобится месяц. Но если бы у вас была всего неделя, вы закончили бы ту же презентацию быстрее.

Мне доводилось наблюдать аналогичные принципы у чувствительных людей — они будут обдумывать любой вопрос до последнего. Иначе говоря, если вы дадите себе неделю на беспокойство по вопросу, решение которого занимает час, вы потратите несоразмерное количество времени и сил.

С этой склонностью можно бороться с помощью творческих ограничений. Например, определите дату или время, к которому вы сделаете выбор. Запишите его в свой календарь, поставьте напоминание на телефоне или даже свяжитесь с человеком, ожидающим вашего решения, и проинформируйте его, когда сообщите о нем. Любимым методом моих клиентов является «время на беспокойство»: нужно выделить в течение дня короткий период времени для конструктивного решения проблемы.

Особенно не следует забывать, что ваш разум дает вам крупное конкурентное преимущество. Как только вы научитесь контролировать длительность размышлений, вы сможете превратить свою восприимчивость в суперспособность.

Об авторе

Мелоди Уилдинг (Melody Wilding) — лицензированный социальный работник, консультант руководителей высшего звена и автор книги «Trust Yourself: Stop Overthinking and Channel Your Emotions for Success at Work».