11 мифов о принятии решений | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

11 мифов о
принятии решений

Что нужно делать и чего следует избегать, принимая решения

Автор: Шерил Стросс Айнхорн

11 мифов о принятии решений
Иллюстрация: Klaus Vedfelt/Getty Images

читайте также

Что делать, когда нет денег на маркетинг?

Константин Самойлов

«Работаем!»: что помогает командам адаптироваться в критических ситуациях

Сайра Кристанчо

Круглый стол: В поисках сложного человека

Евгения Чернозатонская

Управление политическими рисками в XXI веке

Кондолиза Райс,  Эми Зигарт

Можете ли вы представить себе жизнь без смартфона?

Многие из нас не могут. Мы зависим от него во всем: он подсказывает нам маршрут и температуру на улице, считает количество пройденных за день шагов и пульс. Культура обращения к голосовым помощникам заставляет нас приравнивать скорость к эффективности, мы привыкаем по-другому обрабатывать информацию. Сигналы, издаваемые телефонами и компьютерами, активизируют в нашем мозге зоны удовольствия.

Siri, Alexa и Google прекрасно подходят, если нам захотелось итальянской еды и мы нуждаемся в помощи при выборе ресторана, однако они не так полезны, когда речь идет о принятии сложных решений. Они лишь предлагают ряд малопродуктивных идей и реактивных моделей поведения, которые только мешают принимать взвешенные решения.

Например, вы хотите купить машину. Предположим, вы выбираете между Prius и Crosstrek. Siri и Google могут предоставить вам всевозможную информацию, касающуюся расхода топлива или текущих процентов по кредиту. Но поисковый сервер не знает, зачем вы покупаете машину, как намерены пользоваться ею или как эта покупка повлияет на ваш бюджет. В конце концов, вы должны принимать решение исходя из четкого понимания своих потребностей, ценностей и задач — информации, недоступной алгоритмам поиска.

11 мифов о принятии решений

Я изучаю принятие решений более 20 лет и выделила ряд глубоко укоренившихся и непродуктивных мифов, которые мешают находить правильные ответы. Вот самые распространенные из них:

  1. Мне нравится быть эффективным. Многие из нас думают, что эффективность означает быстроту. Чтобы быть действительно эффективными, нам нужно четко понимать, для чего мы принимаем решение. Спешка может привести к тому, что мы будем опираться не на те факторы, и, в конечном счете, нам придется после сожалеть о сделанном выборе. Например, может показаться, что покупка первого попавшегося автомобиля — это эффективное решение, но, возможно, продавец предложит вам автомобиль, от которого хочет избавиться, а не тот, что лучше всего отвечает вашим потребностям и бюджету.

  2. Я слишком занят, у меня нет времени на это решение. Откладывание решения само по себе является решением. Однако если вы сознательно не торопитесь, чтобы прояснить свои цели, решение будет более эффективным. Вы потратите время сейчас, но сэкономите позже, так как вам не придется пересматривать свой выбор. Например, потратив немного времени на изучение цен до визита в автосалон, вы сможете лучше вести переговоры о цене автомобиля.

  3. Мне просто нужно решить проблему здесь и сейчас. Это классический пример, когда человек «не видит лес за деревьями». Проблемы существуют в контексте. Рассматривая их под узким углом, можно решить не ту проблему или решить ее только частично. Если ваша машина неожиданно сломается и вы отправитесь покупать новую, задумаетесь ли вы о своих будущих потребностях?

  4. Это только мое решение, мне не нужно привлекать других. Важные решения затрагивают и других людей. Избегая более масштабной картины и не задумываясь, на кого еще может повлиять ваш выбор, вы, в лучшем случае, решаете проблему только частично, а в худшем — усугубляете ее. Например, если ваша супруга или дети не умеют водить машину с механической коробкой передач, то стоит ли покупать машину, за руль которой больше никто не сможет сесть в случае необходимости?

  5. Я знаю, что прав. Мне просто нужны данные или другое мнение, чтобы подтвердить мою правоту. Эта ошибка принятия решений, известная как «предвзятость подтверждения», стоит за печально известными провалами вроде высадки в заливе Свиней, обвала рынка ипотечного кредитования, взрыва шаттла Challenger, запущенного NASA, и экологической катастрофы на нефтяной платформе Deepwater Horizon. В каждом случае имелись данные, опровергающие решение, и они должны были насторожить, но возобладало групповое мышление, и никто не захотел высказать свои опасения. Чтобы лучше понять и определить пределы того, что, как вам кажется, вы знаете, ищите обратные примеры и оценивайте конкурирующие объяснения. Эти методы не дадут глазу замылиться и видеть то, что вы хотите видеть, а не то, что есть в действительности. Например, возможно, вы сделали выбор в пользу Crosstrek, но все-таки решили посмотреть другие варианты. Будет ли ваше предпочтение влиять на оценку других автомобилей? Будете ли вы искать подтверждение правильности своего выбора, а не машину, оптимально соответствующую вашим потребностям? Чтобы очистить восприятие, сначала оцените свои потребности, а затем ищите автомобили, соответствующие этим параметрам.

  6. Я доверяю своему чутью. Полагаться на инстинкты хорошо при выборе хлопьев на завтрак. Но при принятии более важных решений, когда ставки высоки, доверяя своему чутью, мы опираемся на предубеждения и ошибки памяти. Принимая важные решения, полезно быть открытым и с готовностью воспринимать новую информацию и идеи. Возможно, вы решили купить Subaru Outback, потому что вам приятно вспоминать, что у вашей семьи когда-то была такая машина, но некоторым кажется, что в ней неудобное водительское сидение. Отказавшись от тест-драйва, вы можете получить автомобиль, непригодный для длительных поездок.

  7. Решения принимаются линейно. В действительности хорошие решения принимаются циклично: нам необходима петля обратной связи при сборе и анализе информации. Иногда нужно вернуться назад и учесть то, что, возможно, было упущено, или найти новые сведения, или провести другой анализ. Например, при покупке автомобиля вы можете подумать, что будет достаточно сначала навести справки, а затем пойти к дилеру и обсудить цену. Но дилеров много, и у каждого свой диапазон, в котором они могут обсуждать цену, поэтому, сделав несколько кругов и сравнив предложения, можно получить лучшую цену.

  8. Я могу держать все идеи в голове. Крупные решения состоят из множества маленьких. Когда мы пытаемся помнить обо всех мелочах, то, в конце концов, память подводит нас, и мы оказываемся сбитыми с толку. Кроме того, могут вмешаться эмоции, что приведет к предвзятому мышлению. Ведение записей — важная часть мышления и анализа; и Альберт Эйнштейн, и Леонардо да Винчи записывали свои мысли. Возможно, мы никогда не достигнем таких блестящих научных или творческих результатов, как эти мыслители, но мы можем открыть блокнот и записать ход своих мыслей и проделанную работу.

  9. У меня есть вся необходимая информация. Несмотря на желание быстро двигаться вперед, мы можем улучшить наши решения и уровень удовлетворенности ими, потратив немного времени и сил на изучение вопроса и сопоставив свои предположения с фактами. Даже если вашей лучшей подруге нравится ее машина, это не значит, что она подойдет вам, особенно если в нее не влезает хоккейный инвентарь вашей дочери. Поинтересовавшись мнением экспертов, работающих в журнале Consumer Reports и проводящих обширные исследования, вы сможете принять взвешенное решение, подходящее для вас.

  10. Я могу принять рациональное решение. Множество психологов, в том числе Амос Тверски и Даниэль Канеман, демонстрируют, что как бы мы ни хотели считать себя рациональными людьми, это не так. Мы все смотрим на мир предвзято, опираясь на предыдущий опыт и чувства. Вы думаете, что продавцы автосалона не проведут вас, но они профессионалы и знают, как вызвать эмоциональную реакцию.

  11. Это можно сделать только одним способом. Идет ли речь о том, как застилать постель, какую диету выбрать или как разделить пенсионные накопления, всегда существует больше одного способа добиться желаемого результата. У нас выработался рефлекс не слушать других, и мы вращаемся исключительно в собственных информационных, профессиональных и социальных кругах. Но стоит выбраться за пределы привычных методов и моделей, как вы увидите вещи по-другому. Всегда можно пойти в салон, чтобы купить автомобиль, но все чаще и чаще люди ведут переговоры о покупке онлайн, с помощью текстовых сообщений и электронной почты.

Возьмите таймаут

В основе этих мифов лежат три распространенные и популярные идеи, которые не идут нам на пользу: во-первых, мы занятые люди и нам не нужно вкладывать время в принятие правильных решений. Во-вторых, люди — существа рациональные, способные вдумчиво решать трудные и важнейшие вопросы в голове. В-третьих, принятие решений — личное дело и не касается никого другого.

Все эти три идеи неверны и мешают ясному мышлению и анализу. Мы не компьютеры. Мы социальные существа, живущие в обществе. Нам нужно время на размышления, возможность противостоять бессознательным предубеждениям и учитывать картину в целом.

Один из способов бороться с этими предубеждениями заключается в том, чтобы ограничить скорость нашего мышления — сделать стратегическую остановку и дать себе время увидеть картину в целом и оценить свое отношение к происходящему. Замедлившись, вы сможете добиться лучшего результата и не будете идти на поводу у мифов и неосознанных привычек, влияющих на ход ваших рассуждений.

Я называю эти стратегические остановки «паузой гепарда». Я придумала этот термин, узнав, что удивительные охотничьи навыки гепардов связаны не с их скоростью. Грозными охотниками их делает способность быстро замедляться. Обычно гепарды гонятся за жертвой на скорости примерно 96 км/час, но способны за один прыжок снизить скорость на 14 км/час. Это позволяет им резко поворачивать, прыгать вбок и менять направление.

При принятии решений мыслительному процессу также идут на пользу периоды обдуманного замедления. Эти рассчитанные паузы позволяют проверить, не предвзяты ли вы, и поставить под сомнение свои предубеждения, обобщить всю имеющуюся информацию, учесть действия и точку зрения других людей и решить, следует ли повернуть и начать двигаться в новом направлении или сохранить курс, — и только после этого снова ускоряться.

Во время паузы задайте себе следующие пять вопросов:

  1. На какие мифы о принятии решений я опираюсь, делая этот выбор?

  2. Как это решение поможет мне приблизиться к достижению своих жизненных целей?

  3. Связаны ли чувства по отношению к этому решению с тем, что происходит в действительности, или отражают усвоенные модели поведения?

  4. Какая информация может помочь мне принять правильное решение?

  5. Как мне лучше понять точку зрения и взгляды других людей, которых затронет это решение?

В следующий раз, когда вы будете спешить принять решение, пусть пауза гепарда напомнит вам о том, как важно сделать стратегическую остановку. Этот яркий образ поможет разглядеть истину за «деревьями» мифов о принятии решений и «лесом» предубеждений, на которые они опираются, и улучшить навыки принятия решений. Правильное решение сложного вопроса трудно найти, но у вас (а не у вашего смартфона) есть для этого все инструменты.

Об авторе

Шерил Стросс Айнхорн (Cheryl Strauss Einhorn) — основательница и CEO компании Decisive, изучающей процессы принятия решений, в том числе на основе метода AREA. Шерил много лет преподает в Школе бизнеса Колумбийского университета и Корнеллском университете и получила несколько наград за журналистские расследования. Она автор книг на тему решения комплексных проблем «Problem Solved» и «Investing In Financial Research».