Жертва рейтинга

Жертва рейтинга
|26 мая 2021| Ирина Пешкова

Ситуация: один из топ-менеджеров, занятых в важном проекте, постоянно отлынивает от своих обязанностей. Узнав, что по завершении работы все члены команды должны оценить друг друга, он, прикрываясь дружбой, просит коллегу не снижать его рейтинг.

— Николай, ты уже здесь? Привет!

Оксана, заместитель директора по развитию фирмы — разработ-чика компьютерных игр, вошла в переговорную и радостно поприветствовала коллегу.

Николай, руководитель группы стратегического маркетинга, улыбнулся в ответ:

— Да я только пришел, вот даже не успел кофе выпить. Сижу, настраиваю проектор. Борис пока не заглядывал. Надеюсь, он скоро будет, а то у меня через час другое совещание.

Компания не пострадала во время пандемии — напротив, компьютерные игры стали пользоваться еще большим спросом. На волне роста руководство поставило топ-менеджерам стратегическую задачу — подготовить рекомендации для быстрого расширения линейки игр, чтобы удовлетворить запросы пользователей и добиться максимального числа скачиваний. Совместный проект, в который помимо Оксаны и Николая был вовлечен ведущий инженер по контролю качества Борис, стартовал неделю назад. Обычно из-за удаленного режима работы коллеги виделись редко и решали все вопросы в мессенджерах. Но сегодня в полдень они должны были встретиться в офисе, чтобы обсудить ход работ.

Через десять минут после начала встречи в кабинет, смущенно извиняясь, вошел Борис:

— Я уже с утра здесь, обсуждаем графику одной из старых игр. Никак не могли найти с разработчиками общий язык, поэтому я и опоздал. Простите, коллеги.

Николай, нахмурившись, посмотрел на него и недовольно ответил:

— Понятно, Борь, ну мы же тоже не просто так тут собрались, да? У меня скоро встреча, а времени мало.

Оксана вздохнула: ей нравилось работать с обоими коллегами, но в последнее время Николай все чаще раздражался, а Борис был каким-то рассеянным.

«Ничего, — подбодрила она себя, — скоро все наладится», а вслух сказала:

— Давайте не будем тянуть время. Вот посмотрите, что я обнаружила, анализируя целевую аудиторию нашей самой популярной игры. Сюжетная линия все еще остается хитом, и хотя на графику мы получаем разные отзывы, думаю, продолжение будет пользоваться огромным спросом.

Николай кивнул:

— Согласен, я изучил посты лидеров мнений. Многие пользователи ждут выхода новой версии и уже горячо ее обсуждают. Вы видели файл с основными данными аналитики, который я вам отправил?

Он через проектор вывел документ на висевшую на стене интерактивную доску и обернулся к присутствующим. Первой откликнулась Оксана:

— Да, я как раз его вчера прочитала. Там есть очень ценные замечания.

Борис внимательно смотрел на доску — было заметно, что данные он видит впервые. Через какое-то время он спросил:

— А когда ты его отправлял?

Николай, выразительно посмотрев на Оксану, тихо произнес:

— Дня три назад.

Борис, не переставая что-то задумчиво чертить в блокноте, снова подал голос:

— Надо понять, как это соотносится с нашей внутренней статистикой скачиваний.

Николай сокрушенно покачал головой:

— Борь, именно об этом мы неделю назад и говорили, когда обсуждали предварительный план работы по изучению аудитории нашей самой популярной игры и конкурентного рынка. Ты должен был провести свой анализ. Ты это не сделал?

— Пока нет.

Теперь и Оксана почувствовала раздражение. Она хорошо относилась к Борису, но не терпела нарушений договоренностей. И все-таки она постаралась сдержаться и не подливать масла в огонь. Компания активно внедряла формат проектной работы, причем составы команд могли быть самыми разнообразными и по возрасту, и по функционалу, и по стажу. Чтобы люди сообща и продуктивно решали поставленные перед ними задачи, HR-департамент регулярно проводил тренинги по работе с возражениями и сглаживанию острых углов. Все сотрудники постоянно «прокачивали» соответствующие навыки и старались избегать открытых конфликтов.

Ближе к концу встречи Оксана, успокоившись, тихо спросила:

— Борь, а почему ты все-таки не сделал то, что обещал?

Некоторое время мужчина подбирал слова и затем ответил:

— Коллеги, у меня сейчас огромная загрузка. Буквально несколько дней назад меня назначили ответственным за контроль качества еще в двух проектах. Я, конечно, делегировал некоторые обязанности своим заместителям, но из-за очередной волны коронавируса часть команды сейчас не в строю, поэтому кадров не хватает. Думаю, через пару недель все войдет в привычное русло, а пока я буду стараться все успевать.

Оксана улыбнулась и мягко сказала:

— Борь, все понятно, но у нас не так много времени — нам дали всего полтора месяца, чтобы собрать информацию и принять решение.

Борис кивнул и, сославшись на страшную занятость, вышел из кабинета.

Николай, недовольный исходом встречи, решительно заявил:

— Ну лично я за других трудиться не собираюсь. Надеюсь, что Борис это понимает.

Оксана, которая давно знала Бориса только с хорошей стороны и считала его настоящим профессионалом, поспешила успокоить коллегу:

— Он часто говорит, что сидит без выходных, до поздней ночи. Наверное, и правда, навалилось все. Мы раньше с ним работали, он никогда не подводил. Думаю, тут возник какой-то форс-мажор.

Николай развел руками:

— Поживем — увидим. Хорошо, если все так, как ты говоришь.

НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ

Месяц спустя Оксана сидела дома перед ноутбуком и писала отчет о проекте. Они с Николаем и Борисом встречались еще несколько раз, вместе анализировали данные и сейчас собирались предложить расширить линейку игр в более короткие, чем когда-либо, сроки. Пару раз Борис опаздывал на встречи, а однажды снова забыл сделать то, о чем все договаривались. Финальную презентацию Оксана предложила сделать сама — на завтра была назначена встреча с руководством — но условилась с коллегами, что те пришлют ей недостающие данные в виде слайдов. Все материалы от Николая она получила еще утром, а вот информация от Бориса задерживалась. Было уже почти пять вечера, и Оксана ощутила приступ злости: похоже, Борис в очередной раз забыл о ней. Когда она решила напомнить ему о себе в мессенджере, тот мгновенно ответил:

— Я снова зашиваюсь. Если я тебе пришлю все нужные цифры, сделаешь слайды сама? Пожалуйста!!!

Оксана была не в восторге от того, что на работу придется потратить больше запланированного времени, но ссориться не хотела и поэтому ответила: «ОК, присылай». Все-таки главное — сделать хорошую презентацию и произвести впечатление на руководство. А с информацией Бориса все будет выглядеть куда убедительнее.

Мессенджер тут же выдал новое сообщение:

— Я твой должник.

Оксана пошла на кухню налить себе чай. От долгой работы за компьютером у нее разболелись глаза, к тому же за окном лил дождь, и настроение совсем испортилось. Телефон снова завибрировал — на этот раз пришло сообщение от отдела кадров:

— Коллеги, напоминаем, что завтра всем топ-менеджерам, занятым в совместных проектах, нужно проставить друг другу оценки.

Оксана вспомнила, что HR-департамент вместе с айтишниками компании недавно создал новое мобильное приложение. С этого месяца все руководители, работающие вместе над какими-либо проектами, должны были заполнять анкеты, выставлять друг другу оценки по шкале от нуля до пяти и писать короткие отзывы об эффективности командного взаимодействия. Собранные данные должны были стекаться к кадровикам, а затем попадать на стол гендиректора.

Оксана злилась на Бориса и представляла себе, как влепит ему двойку. Правда, остыв, она почувствовала уколы совести. Все-таки они долгое время работали вместе и даже дружили. Кроме того, HR-директор призывал всех ответственно подойти к использованию приложения. В рейтингах не должно было быть сюрпризов: информация о том, кто кого и как оценил, будет открытой для всех сотрудников.

Данные от нерадивого инженера по качеству так и не пришли, и Оксана решила ему позвонить. Тот долго не отвечал, а когда наконец снял трубку, голос его звучал виновато:

— Извини, пожалуйста, у нас тут была встреча с разработчиками. Дай мне еще пару минут.

Оксана сказала, с трудом скрывая раздражение:

— Боря, мне кажется, что я постоянно доделываю твою работу, тяну тебя, а ты буксуешь. Так не может продолжаться.

В трубке повисла пауза, затем Борис грустно проговорил:

— Прости, я действительно ценю все, что ты делаешь. И надеюсь, ты знаешь, что я поступил бы так же, если бы ты попросила.

Оксана попрощалась и повесила трубку. Через час, когда Борис наконец прислал данные, она продолжила работу над презентацией.

РАЗГОВОР С ПОДРУГОЙ

Следующим утром Оксана приехала в офис. Совещание было назначено на два часа дня, но она решила до него поговорить с руководителем группы развития персонала Евгенией, которая отвечала за оценку кадров. Они были подругами, и сейчас Оксана хотела расспросить ее, на что повлияет рейтинг.

Подруги встретились в кафе на первом этаже. Обе спешили, поэтому Оксана сразу перешла к делу:

— Жень, не буду ходить кругами. Я работала с Борисом в проекте и теперь должна оценить его действия. Как это сделать, я не знаю.

Евгения удивленно взглянула на коллегу.

— А что произошло?

— Понимаешь, на этом проекте он постоянно срывал сроки, и мы допиливали за ним какие-то куски. Это просто выводит из себя. Как его оценивать, я не знаю. Николай тоже взбешен. На что повлияют эти оценки?

Сделав глоток кофе, Евгения ответила:

— Это лишь одна из оценок, правда, гендир считает показатель взаимодействия в команде одним из главных. Рейтинг покажет, кто отлынивает от групповой работы, — и мы постараемся скорректировать такое поведение. Но вообще странно, что ты так отзываешься о Борисе. Раньше он вроде так себя не вел. Ты с ним это обсуждала?

Оксана кивнула:

— Пыталась, но он вечно занят.

Евгения, помолчав, добавила:

— Делай, как считаешь нужным. Не оценить нельзя, приложение — наш стратегический проект.

Подруги расстались, и Оксана поднялась к себе. Едва открыв дверь, она увидела сообщение от Бориса в телефоне:

— Оксан, ты в офисе? Могу зайти к тебе на минутку?

Помедлив немного, она ответила:

— Да, заходи.

НЕОЖИДАННАЯ ПРОСЬБА

Оксана думала, что Борис хочет взглянуть на слайды, которые она вчера сделала за него. Но коллега даже не спросил об этом. Забежав в кабинет, он присел на край ее стола и вкрадчиво сказал:

— Оксан, еще раз спасибо тебе. Мне не по себе от того, что ты что-то постоянно за мной доделывала на проекте.

Оксана молчала, и Борис продолжил:

— У меня были тяжелые недели. Но надеюсь, худшее позади. Не оценивай меня строго. Я видел Николая, он мне поставил тройку. Не ожидал от него такого. Хоть ты не добивай меня этой обратной связью!

Оксана снова испытала раздражение: «Почему он думает сейчас не о проекте, а о своем рейтинге?»

Борис не отставал:

— Начальство словно помешалось на оценках. Все собирают данные, шпионят друг за другом. Этот рейтинг точно отразится уже на зарплате, а мой босс сказал, что всех, у кого низкие оценки, он отправит на тренинги. А работать когда?

Оксана развела руками:

— Не решила пока, что тебе поставить, но я должна буду объяснить свою оценку. Если Николай поставил тройку, а я тебя оценю на пять, у руководства неизбежно возникнут вопросы.

Борис умоляюще взглянул на Оксану:

— Мы знакомы сто лет. Все иногда срывают сроки. Если бы с тобой такое случилось и ты попросила меня о помощи, я бы тебя прикрыл. Твоя пятерка хоть как-то стабилизирует средний балл.

Наконец Оксана ответила:

— Я подумаю. А ты не хочешь взглянуть на презентацию? Вчера два часа потратила на твои слайды.

Борис покачал головой и сказал:

— Я тебе доверяю, а сейчас мне пора на совещание. Мы договорились?

Оксана чувствовала обиду. Она пожала плечами и промолчала. Мужчина, улыбнувшись, быстро вышел из кабинета.

Комментарии экспертов: как оценить работу Бориса?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/prinyatie-resheniy/870208

2021-05-26T10:04:22.782+03:00

Wed, 26 May 2021 07:04:24 GMT

Жертва рейтинга

Рубрика «Ситуация»: ищем решения для реальных проблем

Менеджмент / Принятие решений

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/3u/w5v7o/original-15om.jpeg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия