Почему «серийные» предприниматели наступают на одни и те же грабли? | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему «серийные» предприниматели наступают на одни и те
же грабли?

Только и слышишь, как вокруг восхищаются упорством тех, кто, потерпев неудачу, сразу берется за новое дело. Но потенциальным инвесторам лучше быть осторожнее с такими людьми. Как показало наше исследование, они не учатся на своих ошибках и поражение не заставляет их более трезво взвешивать шансы на успех очередного проекта.

Авторы: Райт Майк , Укбасаран Дениз , Уэстхед Пол

Почему «серийные» предприниматели наступают на одни и те же грабли?

читайте также

Что нужно знать про работу корпоративной горячей линии

Галина Ефремова

Зачем банкиру школы для среднего класса

Роджер Мартин,  Тим Браун

Средний бизнес новичкам не рад

Карен Файрстоун

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Только и слышишь, как вокруг восхищаются упорством тех, кто, потерпев неудачу, сразу берется за новое дело. Но потенциальным инвесторам лучше быть осторожнее с такими людьми. Как показало наше исследование, они не учатся на своих ошибках и поражение не заставляет их более трезво взвешивать шансы на успех очередного проекта.

Сверхоптимистичные люди верят, что им в жизни непременно повезет. Исследования показали, что больше всего таких — среди предпринимателей. Уверенность в том, что «все сложится», помогает им раз за разом начинать бизнес с нуля. Но излишний оптимизм часто заставляет бросаться в рискованное дело очертя голову. Человек не думает о том, что план может не сработать, и потому не готовит запасные варианты. Когда же дела начинают идти не так — вместо того чтобы остановиться и оглядеться, продолжает вливать деньги в проект в тщетной попытке оттянуть неизбежный крах.

Получив суровый урок, некоторые предприниматели (но только не «серийные») становятся более реалистичными в своих ожиданиях. В нашем исследовании участвовали 576 британских предпринимателей из самых разных секторов экономики. Им предложили анкеты с вопросами об их успехах, неудачах и о том, как они их восприняли. Мы обнаружили, что респонденты, которые вели несколько проектов одновременно — мы называем их портфельными предпринимателями, — корректировали свои ожидания исходя из предшествующего опыта. Потерпев неудачу, в следующих предприятиях они были более осмотрительными, чем новички. И это делает их проекты и их самих более серьезными кандидатурами для инвесторов.

«Серийные» предприниматели вылеплены совсем из другого теста. Излишнего оптимизма у них не убавляется, а некоторые вообще не в состоянии трезво оценивать свои ошибки. «Начни только думать, что ты сделал не так, и тебе прямая дорога на кладбище», — поделился с нами своими соображениями один из респондентов. Парадоксально, но склонность к неоправданному оптимизму может объясняться тем, что неудача обернулась тяжелой душевной травмой.

Психологи знают, что сильный удар часто заставляет людей винить в происшедшем кого-то другого или обстоятельства. Такая, «склонность к переносу» не позволяет серийным предпринимателям учиться на собственном горьком опыте, в отличие от тех — кто делит свою энергию и эмоции между несколькими проектами.