С чего начинаются лидеры | Harvard Business Review Russia
Принятие решений

С чего начинаются лидеры

Марина Иванющенкова
С чего начинаются лидеры

В книге «Шпаргалки для боссов» Тимур Горяев, когда-то создавший концерн «Калина» — крупнейшее предприятие косметической отрасли, пишет, что лидерство — это признаваемые легитимные права на руководство или возможность заставить подчиненных слушать начальника. Все определяет штатное расписание, а «образ просветленного лидера сложится сам вместе с должностью». Это довольно распространенная в России точка зрения. Многие руководители считают, что лидерами их делает запись в трудовой книжке, умение ударить кулаком по столу и заставить (вот ключевое слово) людей работать.

Даже в организациях с более мягким стилем менеджмента сотрудники часто боятся высказывать свое мнение, если оно идет вразрез с «генеральной линией». Руководитель компании, особенно крупной, облечен властью, которая внушает людям страх. Сотрудники боятся брать на себя ответственность, ведь придется отвечать и за неудачи, а за ошибки у нас принято порицать и наказывать.

Ни один руководитель, будь он хоть трижды лидером, не сможет в одиночку привести компанию к успеху. Обязательно нужны последователи, которые не боятся. Выращивание таких людей в организациях —- непростое дело. Если они психологически не готовы к ответственности, то заставить их не получится. Лидер компании может только мотивировать и убеждать людей, в первую очередь собственным примером. Как замечает глава Сбербанка Герман Греф в интервью «HBR — Россия», принцип «Делай, как я говорю» больше не работает, работает принцип «Делай, как я».

О лидерстве написаны тонны книг, но до сих пор нет однозначных ответов на вопросы: кто такой лидер и можно ли научиться им быть? Сейчас эта тема вновь выходит на первый план. В турбулентное время руководителю недостаточно быть хорошим менеджером — «наладчиком» бизнес-процессов. Нужно принять неизбежность перемен и рассматривать их как источник возможностей, быстро перестраивать компанию, воодушевлять команду на достижение целей. То есть быть лидером.

Этот номер HBR полностью посвящен лидерству. Мы включили в спецвыпуск статьи из серии «Классика HBR» — о качествах подлинных лидеров, о том, как быть хорошим боссом в плохие времена и что руководитель должен знать о своих подчиненных. Поговорив с лидерами российских компаний, мы попытались ответить на вопросы: как меняется роль руководителя в организациях, что должны делать компании для завоевания ведущих позиций на рынке и почему у нас мало ярких лидеров.

В статье «Менеджеры и лидеры — синонимы или антонимы?» Абрахам Залезник пишет о лидерах: они «не реагируют на события, а опережают их: сами выдвигают идеи, а не усваивают чужие. По отношению к любой цели лидеры занимают активную, эмоциональную позицию. Их влияние на настроение людей, способность расшевелить их воображение, пробудить новые ожидания — все это задает курс развития компании». Люди идут за лидером не из чувства страха, а потому что сами этого хотят.

советуем прочитать
Вашей репутации ничто не угрожает?
Роберт Экклз,  Ньюквист Скотт,  Шац Роланд
Китай пока еще не готов стать глобальным лидером
Уильям Керби,  Уоррен МакФарлан