Менеджмент / Принятие решений

Разум и чувства

Разум и чувства

20 ноября 2016|Марина Иванющенкова

Почти полвека назад психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски пришли к выводу, что наше мышление склонно к упрощению; это приводит к искажениям в суждениях и иррациональному выбору. Идеи, которые Канеман и Тверски изложили в своих научных работах, позже применялись в самых разных областях — от медицинской диагностики до юриспруденции, но главным образом — в экономике. В 2002 году Канеман получил Нобелевскую премию «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности».

В вышедшей в 2011 году книге «Думай медленно... решай быстро» Канеман, опираясь на свежие данные, описывает особенности двух систем мышления. Первая — быстрое, интуитивное мышление — действует автоматически и «не подает тревожный сигнал, если информация ненадежна». Вторая — медленное, осознанное мышление — способна к рассуждениям и блокирует ошибки первой системы. Проблема в том, пишет Канеман, что голос разума гораздо слабее громкого голоса ложной интуиции, а полагаться на нее не хочется, если предстоит принять важное решение. Особенно в бизнесе, где цена ошибок очень высока.

Теперь представьте: компания теряет миллионы, потому что ее сотрудник в момент принятия решения был расстроен из-за ссоры с женой. Или голоден. Или, наоборот, слишком плотно пообедал. Возможно, этот человек радовался успешному выступлению дочери на школьном концерте — или был рассеян из-за мыслей о предстоящем совещании. Непросто поверить, что важные для компании решения зависят от такой ерунды, но Дэниел Канеман и его соавторы в статье «Шумы, или Всегда ли правы эксперты?», опубликованной в этом номере «HBR — Россия», убедительно доказывают: люди часто совершают ошибки под влиянием сиюминутных факторов. Выводы специалиста, сделанные им в разных обстоятельствах, часто отличаются друг от друга. А решения, принятые разными людьми, могут вообще не иметь между собой ничего общего.

В своей статье Канеман развивает концепцию «шумов» — так он называет разброс решений по одному вопросу, принятых под действием посторонних факторов. Экономический ущерб от «шумов» в крупном бизнесе исчисляется миллиардами долларов. А для небольших компаний фатальной может стать потеря гораздо меньшей суммы.

К счастью, «шумы» можно обнаружить и измерить. Но сначала необходимо усомниться в надежности выводов, сделанных сотрудниками, в том числе лучшими из них. Что дальше? Как нивелировать влияние сиюминутных факторов? Канеман считает, что самый эффективный способ — применение алгоритмов, формальных правил, поскольку они значительно повышают качество выводов экспертов.

Даже принятие решений становится сферой, в которой машины отвоевывают пространство у человека. И еще неизвестно, за кем останется последнее слово.

https://hbr-russia.ru/management/prinyatie-resheniy/a18397

2016-11-20T03:00:00.000+03:00

Fri, 20 Apr 2018 10:41:52 GMT

Разум и чувства

Даже принятие решений становится сферой, в которой машины отвоевывают пространство у человека

Менеджмент / Принятие решений

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/vkg25/original-14wu.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия