О тектонических сдвигах в технологической индустрии | Большие Идеи

・ Принятие решений

О тектонических сдвигах в
технологической индустрии

Мои последние посты посвящены действиям лидеров — для инноватора анализировать логику их действий и последствия принципиально важно.

Автор: Андрей Свириденко

читайте также

Как заставить социальные сети работать на вас

Миллер Лоуренс,  Христакис Николас

Почему стоит забыть про мифы о великих открытиях

Арт Маркман

Trip Report: Berlin

Соцсети: свободная площадка с жесткими правилами

Кирилл Медведев

Международный технологический бизнес устроен так, что все в нем взаимосвязано. И инноваторы-предприниматели, и руководители таких больших бизнесов, как операторы связи, по всему миру должны постоянно и очень внимательно следить за действиями технологических лидеров — Microsoft, Google, Skype, Apple, Cisco, — перестраивая собственный бизнес в зависимости от действий лидеров.

В международном технологическом бизнесе тот, кто не бежит изо всех сил вперед и не пытается при этом понять, что происходит вокруг, быстро отстает. Так умерли DEC, Wang, Commodore и десятки других гигантов в прошлом, которые закостенели и не смогли перестроиться. Да и сам Apple 10 лет назад без Стива Джобса чуть не умер, а теперь — инноватор номер 1 в мире по американским рейтингам с рыночной капитализацией в несколько раз больше чем у Nokia.

Именно поэтому мои последние посты посвящены действиям лидеров — для инноватора анализировать логику их действий и последствия принципиально важно. Не понимая этого, однажды можно оказаться не у дел.

Любопытно в этом смысле наблюдать за тем, что делает Google. Опасения IT-экспертов насчет планетарных амбиций этой корпорации совершенно правомерны. Например в области коммуникаций только за последние два года Google приобрела несколько компаний интернет-телефонии: занимающуюся перенаправлением звонков GrandCentral (сейчас это сервис Google Voice), Gizmo5, (интернет-телефон наподобие Skype), On2 (разработчик видео-кодеков, которые лежат в основе Adobe Flash). И наконец, последней покупкой стала GIPS — бывшая VoIP платформа № 1 в мире (SPIRIT был №2, а сейчас место мирового лидера свободно). Теперь Google получила в свое распоряжение полный набор технологий для организации собственного VVoIP-сервиса (передача по интернету видео и голоса).

Сейчас американский поисковик интегрирует новые купленные коммуникационные компетенции в свои существующие сервисы и усилит такие продукты, как Google Talk, Google Voice и Google VideoChat, а также будет использовать их в своих сервисах Google Apps и интегрирует голос и видео в ОС Android для мобильных телефонов и в браузер Chrom. В итоге голос становится платформой, которой можно воспользоваться в любом программном приложении, на интернет-портале, в поисковике, в соцсети или онлайн-игре.

Стратегия Google такова, что она покупает в первую очередь технологии и команды в области голоса и видео. Делается это для того, чтобы:

— полностью контролировать развитие перспективной технологи связи следующего поколения и сделать ее со временем своим глобальным конкурентным преимуществом,

— получить еще одно технологическое конкурентное преимущество против Microsoft, Apple, Skype, Cisco/Webex и операторов связи.

— контролировать VoIP-технологию, которой широко пользуются конкуренты Google по всему миру.

При этом Google планирует стать конкурентом не только традиционных операторов связи и корпорации Microsoft, но и Skype. Поисковик может играть в гораздо более сложные стратегические игры, чем Skype, ведь у последнего позиционирование простое: условно бесплатный голос. А вот VoIP от Google может стать web-платформой для буквально каждого ПК и каждого мобильного телефона в мире. Сегодня у Skype более 600 млн VoIP-пользователей, эта компания уже стала крупнейшим оператором в мире и обеспечивает 12% всего мирового голосового трафика. Однако у Google число VoIP-пользователей может достичь 2 млрд всего за несколько месяцев.

Благодаря свой экстенсивной и сверхагрессивной стратегии Google уже враг номер один для огромного количества компаний. Это и разработчики аппаратуры (например между Google и Apple было много споров про приложения для iPhone), и такие софтверные корпорации, как Microsoft, и интернет-компании, как Yahoo, AOL, ICQ, Baidu, Tencent, которые и так сражались с Google, а теперь попали еще и в технологические VoIP-заложники к своему конкуренту — половина крупнейших клиентов в мире использовала технологии американской GIPS, купленной теперь Google, а вторая половина использует платформу SPIRIT.

Теперь, владея всем IP и контролируя развитие технологий VVoIP, Google может создавать продукты, способные вытеснить с рынка операторов фиксированной и мобильной связи, а вместе с ними даже Skype. При таком раскладе операторам, и проводным, и мобильным, останется только функция «трубы для передачи данных». Мобильное направление — лакомый кусок для Google, ведь это наиболее быстро растущий сегмент потребителей интернета. Так что за судьбу голоса и видео надо опасаться не только операторам фиксированной связи и мультисервисным операторам, но и мобильным сетям. И даже новомодная концепция операторов Telco 2.0 «мы знаем привычки нашего абонента, это наш капитал, который можно продавать и абоненту, и поставщикам контента» не работает — Google знает про абонента ничуть не меньше самого оператора, а даже больше (например, его поисковые пристрастия).

Получается, Google превращается не просто в лидера, а в монополиста сразу на нескольких (правильнее даже сказать на многих) рынках.

Казалось бы, причем здесь Россия и наши инноваторы? За неделю до поглощения Google бывшей VoIP платформы № 1 в мире Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию сказал, что Россия должна войти в число мировых разработчиков информационных технологий и, возможно, стать «законодателем мод» в сфере стандартов в области связи. Президент подчеркнул, что «для продвижения отечественной IT-продукции на мировые рынки нужно разрабатывать и предлагать собственные стандарты и протоколы передачи данных». И продолжил — «гораздо приятнее, когда весь мир живет по твоим стандартам, чем когда ты приспосабливаешься к ним». Очень верное высказывание!

Движение навстречу высоким технологиям внутри государственного аппарата медленно, но верно набирает скорость. Тревожит только то, что модернизация по-прежнему проходит в ручном режиме и осуществляется пока только одной парой рук. Помимо традиционных причин для тревоги: незаинтересованности, инертности и безынициативности госаппарата, игнорирования инициатив представителей IT-индустрии и прочих препятствий для внедрения инноваций в отечественную экономику и повседневную жизнь россиян, есть еще одна — неумение работать быстро. В технологиях побеждает не самый большой, как было раньше, а самый быстрый. Очень скоро Google сможет контролировать огромный сегмент информационного пространства, коммуникаций и связи и внедрять по всему миру новые широкополосные стандарты от Google. Успеют ли Россия и операторы связи отреагировать?