Не позволяйте эмоциям влиять на решения | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не позволяйте эмоциям влиять
на решения

Гнев, вызванный более ранним и не связанным с нынешней ситуацией событием, влияет на наши суждения и решения.

Автор: Франческа Джино

Не позволяйте эмоциям влиять на решения

читайте также

Как определить, кто лжет

Дэвид ДеСтено

Филиалы просят внимания

Ирина Пешкова

Модернизация народа

Елена Евграфова

«Выход сенсорной коммуникации на новый уровень»

читайте также

Вспомните, как вы обдумывали важное решение или крупные вложения — например, строительство дома, приобретение акций, собственный бизнес. Эти решения чрезвычайно сложны, и сколько бы опыта у человека ни было, он страшно устает, перебирая все «за» и «против». Эмоциональные реакции могут способствовать процессу, направляя эмоции на самые важные аспекты решения, однако слишком сильные чувства подталкивают к неверным и даже катастрофическим решениям.

Занятный пример можно позаимствовать из фильма «Защищая свою жизнь». Дэниел Миллер (эту роль играет Альберт Брукс) собирается обсудить с начальником повышение зарплаты. Чтобы выработать стратегию, он просит жену подыграть: она предлагает ему ту или иную сумму, а он упорно отвергает все предложения, настаивая, что меньше чем на 65 тысяч в год согласиться не может. И поскольку он твердо держит свою позицию, жена вынуждена повышать и повышать предлагаемую сумму.

Следующая сцена фильма: Дэниел приходит поговорить с начальником. Тот первым делом заявляет: «Дэниел, я готов предложить вам $49 000». И Дэниэл, даже не дослушав, отвечает: «Согласен». Он хотел проявить твердость, но не совладал с волнением и сразу же сдался.

Эмоции ослабляют способность к суждению и влияют на поспешные решения, как в случае в Дэниелом. Исследования показали также, что эмоции, вызванные одним событием, выплескиваются и влияют на другие ситуации, не имеющие отношения к первой.

Представьте, например, что по дороге на работу вы попали в пробку. А вам предстоит встреча с клиентом, который хочет разместить заказ на новый продукт в вашей компании. Лично вы занимались разработкой этого продукта, курировали ее на всех этапах, а потому он для вас чрезвычайно важен. Но вы на 45 минут опоздали на работу, пар валит из ушей. До встречи еще час, можно успокоиться. Но исследование показало, что прийти в норму почти никому не удается. Эмоции, спровоцированные более ранним событием, влияют на ход мыслей и принятие решение в следующей, никак с первым событием не связанной ситуации.

Читайте материал по теме: 9 причин, из-за которых принимаются плохие решения

В одном исследовании Морис Швайцер из Уортонской школы бизнеса и я попросили участников оценить вес человека по фотографии. За точную догадку давали вознаграждение. После того как участники подали ответы, мы показали им клип — одним жизнь обитателей моря у Большого барьерного рифа, снятый National Geographic, а другим — отрывок из картины «Мой телохранитель», где молодой человек подвергается издевательствам. На предварительном тесте мы убедились, что агрессивное и несправедливое обращение с этим юношей вызывает у зрителей гнев. Затем каждому участнику показали ответ какого-то другого участника и спросили, не хочет ли он скорректировать свою догадку.

Участники, только что посмотревшие отрывок из «Моего телохранителя», перенесли испытанный гнев на это задание, хотя оно и не имело никакого отношения к нему. Они были склонны не доверять чужому мнению, отвергать его с порога и полагаться только на свое первоначальное суждение. 74% участников вообще не придали значения полученной подсказке. И напротив, лишь 32% участников, посмотревших клип National Geographic, пренебрегли советом. А ведь пренебрежение советом снижало шансы получить награду: прислушавшись, они могли бы уточнить свою догадку и заработать существенно больше.

Исследование подтвердило: гнев, вызванный более ранним и не связанным с нынешней ситуацией событием, влияет на наши суждения и решения, снижая восприимчивость к чужому мнению. В сходном исследовании Скотт Уилтермут из Университета Южной Калифорнии и Лариса Тиденс из Стэнфорда выяснили, что этот «не имеющий отношения» гнев влияет и на оценку чужих идей, а ведь многие ситуации требуют именно взвесить и принять во внимание идеи других людей — коллег, заказчиков, друзей, родственников.

Читайте материал по теме: Извлекайте уроки из несбывшихся прогнозов

В одном эксперименте Уилтермут и Тиденс попросили участников сначала выполнить письменное упражнение, а затем оценить чужие идеи. Половине участников сообщили, что им предстоит оценивать идеи высокого уровня, так что позитивная оценка весьма вероятна. Второй половине сказали, что идеи не самые лучшие и вероятна негативная оценка. Что же касается письменного задания, одних просили описать случай, когда они были крайне рассержены, других — описать вчерашний день, то есть их эмоциональное состояние оставалось нейтральным.

Итог? Хотя большинство участников — и рассерженных, и нейтральных — просили дать им для оценки хорошие идеи, разгневанным намного больше, чем контрольной группе, понравилось оценивать слабые идеи. Чужие хорошие идеи их мало заинтересовали. По-видимому, гнев усиливает склонность критиковать других людей и их мысли.

Наши эмоции могут дать нам существенные подсказки для принятия решения, но эмоции, вызванные другими, не имеющими отношения к этому вопросу событиями, могут и сбить с толку. В следующий раз, когда кофе покажется горьким или вы поругаетесь утром с любимой, остановитесь и подумайте, как эти эмоции скажутся на ближайшем вашем серьезном задании или в момент принятия ответственного решения. Хорошо еще, что мы, как правило, можем сами устанавливать последовательность, в которой выполняем задания: это дает нам возможность оценивать идеи и принимать советы в тот момент, когда мы способны объективно и тщательно их продумать.

Фото: Эндрю Нгуен

Читайте по теме: