Не позволяйте эмоциям влиять на решения | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не позволяйте эмоциям влиять
на решения

Гнев, вызванный более ранним и не связанным с нынешней ситуацией событием, влияет на наши суждения и решения.

Автор: Франческа Джино

Не позволяйте эмоциям влиять на решения

читайте также

Почему в цифровом мире нужны новые должностные инструкции

Тайрон Смит

Почему компании используют инфлюенсеров неправильно

Гварланн де Кервиле,  Элис Одрезе

Как работают фабрики изобретений

Роберт Саттон,  Харгадон Эндрю

Удаленка для руководителя: какие возможности открыла пандемия российским менеджерам

Роман Тышковский

Вспомните, как вы обдумывали важное решение или крупные вложения — например, строительство дома, приобретение акций, собственный бизнес. Эти решения чрезвычайно сложны, и сколько бы опыта у человека ни было, он страшно устает, перебирая все «за» и «против». Эмоциональные реакции могут способствовать процессу, направляя эмоции на самые важные аспекты решения, однако слишком сильные чувства подталкивают к неверным и даже катастрофическим решениям.

Занятный пример можно позаимствовать из фильма «Защищая свою жизнь». Дэниел Миллер (эту роль играет Альберт Брукс) собирается обсудить с начальником повышение зарплаты. Чтобы выработать стратегию, он просит жену подыграть: она предлагает ему ту или иную сумму, а он упорно отвергает все предложения, настаивая, что меньше чем на 65 тысяч в год согласиться не может. И поскольку он твердо держит свою позицию, жена вынуждена повышать и повышать предлагаемую сумму.

Следующая сцена фильма: Дэниел приходит поговорить с начальником. Тот первым делом заявляет: «Дэниел, я готов предложить вам $49 000». И Дэниэл, даже не дослушав, отвечает: «Согласен». Он хотел проявить твердость, но не совладал с волнением и сразу же сдался.

Эмоции ослабляют способность к суждению и влияют на поспешные решения, как в случае в Дэниелом. Исследования показали также, что эмоции, вызванные одним событием, выплескиваются и влияют на другие ситуации, не имеющие отношения к первой.

Представьте, например, что по дороге на работу вы попали в пробку. А вам предстоит встреча с клиентом, который хочет разместить заказ на новый продукт в вашей компании. Лично вы занимались разработкой этого продукта, курировали ее на всех этапах, а потому он для вас чрезвычайно важен. Но вы на 45 минут опоздали на работу, пар валит из ушей. До встречи еще час, можно успокоиться. Но исследование показало, что прийти в норму почти никому не удается. Эмоции, спровоцированные более ранним событием, влияют на ход мыслей и принятие решение в следующей, никак с первым событием не связанной ситуации.

Читайте материал по теме: 9 причин, из-за которых принимаются плохие решения

В одном исследовании Морис Швайцер из Уортонской школы бизнеса и я попросили участников оценить вес человека по фотографии. За точную догадку давали вознаграждение. После того как участники подали ответы, мы показали им клип — одним жизнь обитателей моря у Большого барьерного рифа, снятый National Geographic, а другим — отрывок из картины «Мой телохранитель», где молодой человек подвергается издевательствам. На предварительном тесте мы убедились, что агрессивное и несправедливое обращение с этим юношей вызывает у зрителей гнев. Затем каждому участнику показали ответ какого-то другого участника и спросили, не хочет ли он скорректировать свою догадку.

Участники, только что посмотревшие отрывок из «Моего телохранителя», перенесли испытанный гнев на это задание, хотя оно и не имело никакого отношения к нему. Они были склонны не доверять чужому мнению, отвергать его с порога и полагаться только на свое первоначальное суждение. 74% участников вообще не придали значения полученной подсказке. И напротив, лишь 32% участников, посмотревших клип National Geographic, пренебрегли советом. А ведь пренебрежение советом снижало шансы получить награду: прислушавшись, они могли бы уточнить свою догадку и заработать существенно больше.

Исследование подтвердило: гнев, вызванный более ранним и не связанным с нынешней ситуацией событием, влияет на наши суждения и решения, снижая восприимчивость к чужому мнению. В сходном исследовании Скотт Уилтермут из Университета Южной Калифорнии и Лариса Тиденс из Стэнфорда выяснили, что этот «не имеющий отношения» гнев влияет и на оценку чужих идей, а ведь многие ситуации требуют именно взвесить и принять во внимание идеи других людей — коллег, заказчиков, друзей, родственников.

Читайте материал по теме: Извлекайте уроки из несбывшихся прогнозов

В одном эксперименте Уилтермут и Тиденс попросили участников сначала выполнить письменное упражнение, а затем оценить чужие идеи. Половине участников сообщили, что им предстоит оценивать идеи высокого уровня, так что позитивная оценка весьма вероятна. Второй половине сказали, что идеи не самые лучшие и вероятна негативная оценка. Что же касается письменного задания, одних просили описать случай, когда они были крайне рассержены, других — описать вчерашний день, то есть их эмоциональное состояние оставалось нейтральным.

Итог? Хотя большинство участников — и рассерженных, и нейтральных — просили дать им для оценки хорошие идеи, разгневанным намного больше, чем контрольной группе, понравилось оценивать слабые идеи. Чужие хорошие идеи их мало заинтересовали. По-видимому, гнев усиливает склонность критиковать других людей и их мысли.

Наши эмоции могут дать нам существенные подсказки для принятия решения, но эмоции, вызванные другими, не имеющими отношения к этому вопросу событиями, могут и сбить с толку. В следующий раз, когда кофе покажется горьким или вы поругаетесь утром с любимой, остановитесь и подумайте, как эти эмоции скажутся на ближайшем вашем серьезном задании или в момент принятия ответственного решения. Хорошо еще, что мы, как правило, можем сами устанавливать последовательность, в которой выполняем задания: это дает нам возможность оценивать идеи и принимать советы в тот момент, когда мы способны объективно и тщательно их продумать.

Фото: Эндрю Нгуен

Читайте по теме: