«Не так быстро»: почему не нужно торопиться с принятием важных решений | Harvard Business Review Russia
Принятие решений

«Не так быстро»: почему не нужно торопиться с принятием важных решений

Марк Чассил
«Не так быстро»: почему не нужно торопиться с принятием важных решений
hbr.org

Существует немало способов деления людей на две группы. Молодые и старые. Богатые и бедные. Мы и они. 98% знакомых с арифметикой и 3% не умеющих считать (если вы умеете считать, то наверняка оценили эту шутку автораприм. ред.). Те, кто делит людей на две группы, и те, кто этого не делает. Отдельную категорию составляют люди, принимающие хорошие стратегические решения, и те, кому они, наоборот, не удаются.

Поделить людей на хороших и плохих стратегов не так уж и просто. Конечно, полезно проанализировать историю принятых решений, но она не даст однозначного ответа. Да и как быть с теми, кто только начинает работать, ведь у них пока нет послужного списка? Уровень интеллекта и образование в сфере бизнеса могут показаться чрезвычайно значимыми факторами, однако умные люди, закончившие бизнес-школы, могут проповедовать диаметрально противоположные стратегические воззрения. Закаленные ветераны с богатым опытом работы в определенной отрасли выглядят многообещающе, впрочем, то же самое можно сказать и об аутсайдерах, горящих новыми идеями.

А как быть со складом ума? Мы уже знаем, что люди верят тем, кто уверен в себе. Тем не менее, на мой взгляд, людей, уверенных в своем решении после долгих раздумий, и тех, кто готов сходу сделать уверенный выбор, разделяет огромная пропасть. Я также вижу некоторые различия между стратегами, колеблющимися в своих решениях, несмотря на основательные размышления, и теми, кто не вполне уверен в своих выводах, сделанных на скорую руку.

Представьте, что мы можем записывать решения разных стратегов, касающиеся какой-то проблемы. Мы также просим их оценить, насколько они уверены в правильности своего ответа и долго ли они над ним раздумывали. Таким образом, мы можем разделить их на четыре категории.

У меня есть подобная база данных, состоящая из участников Top Pricer Tournament. Кого в ней только нет: здесь и руководители бизнеса, и консультанты, и профессора, и простые студенты. Я предложил им решить одну и ту же незнакомую, но незамысловатую стратегическую проблему из области ценообразования.

Несколько десятков соревнующихся, быстро ответив, заявили, что абсолютно уверены в своих стратегиях, другая группа игроков неторопливо обдумала свои решения, но также выразила уверенность в своей правоте. И далее в том же духе. Фразы в больших ячейках являются моей интерпретацией стиля мышления той или иной категории респондентов. В приведенном ниже анализе я решил не рассматривать участников из ячейки «Я догадался», поскольку их вряд ли можно считать репрезентативной группой. В реальной жизни стратеги прорабатывают свои решения до тех пор, пока не почувствуют уверенность в их правильности или пока не удостоверятся, что дальнейший прогресс в работе над ними невозможен.

Игроки из лагеря «Я уже знаю», уверенные в своих скороспелых стратегиях, а также их менее быстрые, но столь же уверенные в своих ответах коллеги из группы «Теперь я знаю» в основном были представлены мужчинами зрелого возраста. Впрочем, среди тех, кто уже знает, затесалось множество студентов бизнес-школ мужского пола. «Незнайки» же, не уверенные в своих основательно продуманных решениях, как правило, были моложе, причем более половины этой группы составили женщины — их доля была куда более существенна, чем в прочих категориях.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать