Чем хуже, тем лучше | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем хуже,
тем лучше

Как использовать «неправильное мышление»

Автор: Айше Берсел

Чем хуже, тем лучше

читайте также

В Китай со своим опиумом

Евгения Чернозатонская

Лояльность боссу: хорошо это или плохо?

Джули Ирвин

Каковы перспективы развивающихся рынков

Анил Гупта

Как Microsoft изменит Outlook

Фэн Чжу

Среди большого количества художественных средств, которыми пользуются дизайнеры, не найдется ни одного менее очевидного, чем «неправильное мышление» (также известного как обратное мышление). Мыслить неправильно значит намеренно искать наихудшее решение, нечто диаметрально противоположное общепринятому или логическому подходу. Идею, над которой будут смеяться, из-за которой вы можете потерять работу, но которая позволит вам, действуя от обратного, найти новые способы выполнения старых задач.

Прежде чем сделать одно из важнейших открытий в секвенировании генома, Фред Сенгер сменил традиционный подход на противоположный. В своей книге «The Gene» Сиддхартха Мукерджи описывает, как Сенгер «перевернул собственную стратегию с ног на голову и, вместо того чтобы расчленять ДНК, попытался ее собрать». В 1980 году его «неправильное мышление» принесло ему вторую Нобелевскую премию по химии.

Знаменитый аргентинский шеф-повар Френсис Маллманн, известный своим появлением на канале Netflix в шоу «Chef’s Table», сменил уют своего ресторана на путешествие вместе с группой молодых поваров, чтобы готовить еду на природе в дебрях Патагонии. В шутку он назвал свою бродячую команду «шефы-цыгане». «Неправильное» понимание того, что и как должен делать шеф-повар, помогло Маллманну провести уникальные кулинарные эксперименты, которые никогда бы не состоялись в обстановке традиционного ресторана.

Во время проведения воркшопа «Design the Work You Love» («Создай работу мечты») участник исследования AutoDesk и президент Maya Design Микки МакМанус рассказал о проведенном им эксперименте по обратному мышлению, который меня очень заинтересовал. МакМанус поменялся ролями со своим стажером Лизой Ротцингер: Лиза стала боссом, а МакМанус — «стажером с большим опытом работы». Микки объяснил свой поступок так: «Роль руководителя — быть супергероем, летать и спасать положение. Но лучшее, что вы можете сделать, — это помочь другому: стать его правой рукой и, преодолевая препятствия, научить его летать». Когда Лиза начала работать в AutoDesk, МакМанус вручил ей листок с темами, которые ей предстояло исследовать: интернет вещей, машинное обучение и генеративный дизайн. Он сказал, что ее задание — «узнать вещи, которые мне неизвестны», и позволил ей быть боссом на протяжении двух недель, пока он путешествовал.

Вернувшись, МакМанус обнаружил, что находки Лизы были даже интереснее, чем он ожидал. Позже они применили их в исследовательском проекте под названием Primordial. По настоянию МакМануса именно Лиза выступила с презентацией перед 400 руководителями высшего звена и клиентами.

Предпринятое МакМанусом переосмысление идеи руководства (стажер как супергерой и руководитель как его правая рука) воплощает три ключевых принципа, которые способствуют инновационным решениям и новым открытиям.

1. Будьте новичком. Любимый коан мастера дзен-буддизма Сюнрю Судзуки гласит: «Новичок видит множество возможностей, знаток — лишь несколько». Становясь новичком, мы меняем угол зрения и, как говорит коан, открываем свое сознание новым возможностям. Мы больше слушаем, больше проявляем интерес и рады узнавать что-то новое ото всех, в том числе от тех, кто младше нас или обладает меньшим опытом. Мы не прекращаем учиться. Как убедился Микки, такой подход приносит ценные плоды.

Интересные наблюдения Лизы, родившиеся во многом благодаря ее статусу новичка, открыли разум МакМануса к новым идеям, вдохновили его. МакМанус называет свою новую должность «стажер с большим опытом работы» (в противоположность «стажеру без опыта работы»), то есть тот, кто открыт новым знаниям. Чтобы понять, насколько этот подход инновационный, представьте, как говорите своему стажеру, что со следующей недели вы станете его помощником.

2. Позволяйте другим брать на себя инициативу. Слушая людей, вместо того чтобы отдавать распоряжения, вы стимулируете их проводить собственные исследования, применять свои идеи на практике и делать выводы. Какие преграды стоят на пути вашей команды? Взглянув на ситуацию с высоты птичьего полета (или в нашем случае глазами помощника), вы сможете легче различить эти препятствия и трудности. Преодолеть же их смогут члены вашей команды, которых вы сделаете супергероями.

Дара Дотц со своей неправительственной организацией Field Ready занимается тем, что оказывает помощь пострадавшим во время гуманитарных катастроф. Field Ready не рассчитывает на медленные и дорогостоящие цепочки поставок в районы бедствий. Вместо этого она предлагает жителям обучение и технологии для производства необходимых для спасения и поддержания жизни припасов и материалов. Прежде чем помочь жертвам катастроф собственноручно восстановить прежний образ жизни, команды Field Ready слушают их идеи. Так неожиданно пострадавшие становятся супергероями, а дизайнеры и инженеры — их помощниками, которые вместе с ними ищут лучший выход из нелегкой ситуации. Если вы дадите возможность членам вашей команды проявить инициативу, они смогут предложить свои идеи и инновации. Так поступил и МакМанус, выслушав отчет Лизы, и предоставил ей подиум для финального доклада.

3. Избавьтесь от иерархии. Отношения «супергерой —помощник», которые Микки выстроил со своим стажером, устранили неизбежную в ином случае иерархию. На собрании он посадил Лизу рядом с CEO и позволил ей свободно задавать всем присутствующим любые интересующие ее вопросы. Он попросил ее научить его чему-то новому, предоставив право выступить по итогам их исследовательского проекта. Микки доволен тем, что Лиза отлично справилась с задачей. По его словам, ей всего 23, но она не растерялась, выступив перед аудиторией в 400 человек, среди которых были наши ключевые клиенты, и наблюдать это было захватывающе. Вдохновляя людей на низших ступенях карьерной лестницы брать на себя роль супергероя, отступая при этом на задний план и учась у них, мы помогаем лучшим идеям всплыть на поверхность.

Лиза проработала в AutoDesk еще один семестр, а затем вернулась в университет. Закончив его, она устроилась в компанию на полную ставку и работает менеджером по стратегическому развитию. Микки продолжает быть супергероем, который часто выступает в роли помощника. Он не боится признать, что чего-то не знает, и никогда не перестает учиться. Помните, что мыслить «неправильно» — значит находить плохие на первый взгляд решения, которые ломают стереотипы, заставлять себя выдвигать новые подрывные идеи, рассеивающие ваши собственные предубеждения. Если вы не боитесь плохих идей, мимо вас не пройдут хорошие.

Об авторе. Айше Берсел — сооснователь инновационной дизайн-студии Birsel + Seck в Нью-Йорке. Сотрудничает с ведущими брендами и компаниями из списка Fortune 500 — среди них Colgate-Palmolive, Converse, GE, Herman Miller, Nissan, Staples, Target, Tiffany & Co. и Toyota — в проектах, связанных с дизайном и дизайн-мышлением, стратегическим планированием и инновациями. Берсел также известна своими воркшопами «Design the Life You Love» и книгой с таким же названием.