Менеджмент / Стратегия

Стратегия для стартапа

Стратегия для стартапа

|31 июля 2018|Джошуа ГансЭрин СкоттСкотт Стерн

Стартапу RapidSOS было легко найти инвестиции: он сумел адаптировать звонки на номер 911 к эпохе смартфонов. Системы экстренного реагирования появились до распространения мобильной связи и, как правило, не умели отслеживать местоположение звонящего — а ведь это помогло бы быстрее оказывать помощь и сохранить многие жизни. Основатели RapidSOS — выпускник Гарвардской школы бизнеса Майкл Мартин и инженер Ник Хорелик из MIT — придумали способ передачи данных о местоположении звонящего в системы 911, который требовал минимальной адаптации со стороны аварийно-спасательных служб. Выиграв первичное финансирование на конкурсе бизнес-планов, Мартин и Хорелик должны были решить, как выводить технологию на рынок.

ИДЕЯ КОРОТКО


Проблема
Спеша выйти на рынок, предприниматели часто хватаются за первую же приемлемую стратегию, пришедшую им в голову. В результате они проигрывают тем, кто выходит на рынок позднее, но с лучшей стратегией.

Причина
Сфера инноваций предлагает так много возможностей, что несложно растеряться. Предприниматели опасаются, что, потратив время на анализ вариантов, они упустят прибыль, а принятые в начале пути стратегические решения помешают им корректировать развитие в будущем.

Решение
Стартап может повысить шансы на выбор верного направления, рассмотрев четыре основных стратегии выхода на рынок, выработав разнообразные подходящие варианты этих стратегий и выбрав тот, который будет лучше отвечать ценностям и мотивации основателей.

Намечалось четыре варианта (см. врезку «Компас стратегии предпринимательства» внизу статьи). Можно было попытаться заменить существующую систему, создав своего рода «Uber для скорой помощи». Можно было применить стратегию прорыва: сначала обеспечить поддержкой тех, кто раньше недополучал помощь (например, людей с эпилепсией), а затем распространить ее на широкую аудиторию. Можно было вообще отказаться от прямой конкуренции и помогать организациям улучшать работу (например, предоставляя технологии поставщикам оборудования для 911, таким как Motorola) или сотрудничать со страховыми фирмами, покрывающими расходы на скорую помощь.

В условиях неопределенности многие предприниматели опасаются, что долгий анализ возможностей помешает вовремя коммерциализировать инновацию. Они хватаются за первую же реалистичную стратегию, пренебрегая тщательным планированием. Всем известны слова Ричарда Брэнсона: «В конце концов вам придется сказать “К черту все, берись и делай!”, взяться за дело и попытаться преуспеть».

Конечно, иногда это работает, но в целом экспериментов на ходу лучше избегать — даже если они не требуют больших вложений. Предприниматели, выбравшие первый же подходящий маршрут, часто проигрывают конкурентам, отыскавшим не столь очевидный, но более выигрышный путь к коммерциализации и клиентам. Шай Агасси потратил почти $1 млрд на создание инфраструктуры для поддержки Better Place — концепции электромобилей со сменными батареями. Однако более продуманная, пошаговая стратегия Илона Маска по созданию надежной интегрированной модели Tesla в итоге сработала лучше.

И это не единственная проблема скоропалительных решений. Основатели стартапов, способные продемонстрировать потенциал идеи в рамках целого ряда стратегий (показав силу самой идеи и лежащих в ее основе посылок), имеют больше шансов привлечь инвесторов, сотрудников и партнеров.

Но как изучить все стратегические возможности, не замедлив рабочий процесс? За 20 лет мы изучили сотни стартапов, с которыми работали, и создали «компас стратегии предпринимательства». Это схема, помогающая найти прагматичный подход к решению ключевых проблем развития компании. Она включает четыре стратегии выхода на рынок, которые стоит рассмотреть при переходе от идеи к запуску, — четыре принципиально разных способа создать и закрепить ценность.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:
Подпишитесь, чтобы иметь доступ ко всем материалам hbr‑russia.ru:

https://hbr-russia.ru/management/strategiya/776078

2018-07-31T08:00:00.000+03:00

Tue, 31 Jul 2018 08:31:32 GMT

Стратегия для стартапа

Ответьте на два вопроса, а затем рассмотрите четыре пути развития

Менеджмент / Стратегия

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/5l/x8xku/original-1738.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия