Три главных шага для монетизации экосистемы | Harvard Business Review Russia
Стратегия

Три главных шага для монетизации экосистемы

Арно де Мейер , Питер Уильямсон
Три главных шага для монетизации экосистемы
Иллюстрация: RICHARD DRURY/GETTY IMAGES

Все больше компаний начинают осознавать, что для ускоренного развития и противостояния подрывным инновациям конкурентов крайне важно развивать динамичную экосистему партнеров в разных отраслях. Они могут поделиться знаниями и технологиями, открыть новые возможности для входа на рынок и оказать помощь в создании новых бизнес-моделей.

Но для запуска и успешного функционирования экосистемы этого недостаточно: необходимо также найти надежный способ ее монетизации.

Корпорация IBM усвоила это еще в 1980-х годах на примере своего бизнеса по производству и продаже персональных компьютеров. Совместимую с персональными компьютерами архитектуру IBM стали использовать другие компании, специализирующиеся на аппаратном и программном обеспечении, предлагая своим пользователям мощные и недорогие вычисления. Но несмотря на то, что IBM была инициатором появления этой экосистемы, она не смогла извлечь из нее устойчивый доход и в 2005 году продала бизнес китайскому производителю компьютеров Lenovo.

В нашей исследовательской работе в процессе анализа экосистем компаний мы обнаружили: если организация хочет получить устойчивый доход от созданных ею экосистем, необходимо сделать три вещи.

Во-первых, она должна определить тот уникальный для компании ключевой вклад, некий элемент или процесс, который крайне важен для создания ценности экосистемы. Например, разработчик микросхем ARM Holdings, с которым одним из авторов этой статьи проработал более десяти лет, внес ключевой вклад в разработку микросхем. Он сотрудничает с крупнейшими производителями телефонов, включая Apple, Samsung и Huawei, а также со многими ведущими производителями полупроводников, такими как Intel и Taiwan Semiconductor. Его микросхемы входят в состав 90% всех смартфонов в мире. Без инвестирования внушительных средств в дополнительные инструменты, процессы и обучение производители телефонов не смогут переключиться на разработки от альтернативных поставщиков. Потратив годы на создание тесных и доверительных взаимоотношений со своими партнерами, ARM имеет уникальную возможность доступа к их стратегическим планам по разработке продукта, что затрудняет создание микросхем для любого конкурента.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Иные возможности мозга
Гэри Пизано,  Роберт Остин
Чем может обернуться мягкость на переговорах
Джулия Минсон,  Франческа Джино