Зачем бизнесу цифровизация: опыт НЛМК | Большие Идеи

・ Стратегия

Зачем бизнесу цифровизация:
опыт НЛМК

Президент НЛМК о том, почему компаниям не стоит бездумно гнаться за технологиями

Автор: Григорий Федоришин

Зачем бизнесу цифровизация: опыт НЛМК
Фото: Павел Маркелов

читайте также

Баффетт или Маск: о чем на самом деле поспорили два миллиардера

Уолтер Фрик

Правильно ли мы выбираем руководителей?

Брант Джеймс,  Сорчер Мелвин

Как продолжать работать, когда совсем не хочется

Айелет Фишбах

Как устроен капитализм стейкхолдеров и почему он лучшее, что у нас может быть

От редакции. По просьбе HBR Россия президент НЛМК Григорий Федоришин рассказал об опыте цифровизации металлургического бизнеса и объяснил, почему компаниям не стоит бездумно гнаться за технологиями.

Группу НЛМК я возглавил в 2018 году, но мое видение цифровизации компании осталось неизменным. Я отношусь к новым технологиям прагматично — как к инструменту достижения стратегических целей. Я никогда не рассматривал цифровизацию как самоцель и пытался понять, какой именно результат мы получим. Основной стратегический фокус НЛМК — операционная эффективность, устойчивое развитие и безопасность. Если цифровизация помогает в этом — отлично, если нет, значит, она лишь красивая игрушка, которая нам не нужна.

Реализовав стратегию НЛМК на период 2013—­­2017 гг., мы структурно увеличили финансовый результат более чем на $1 млрд в год. Из этого эффекта почти $700 млн мы получили благодаря повышению операционной эффективности производства и вспомогательных процессов. Наши сотрудники реализовали несколько тысяч проектов и инициатив. Соответственно, мы в какой-то степени исчерпали возможности базовых инструментов бережливого производства. Чтобы наращивать эффективность высокими темпами, нужно внедрять более сложные инструменты.

В ближайшие пять лет мы планируем увеличить отдачу от проектов, связанных с операционной эффективностью, еще на $500 млн в год. И рассматриваем цифровизацию как один из доступных инструментов с хорошим потенциалом для достижения цели. Внедрить новые технологии в производственную цепочку не так сложно, гораздо труднее интегрировать их в повседневную работу сотрудников. За последние два года мы попробовали разные варианты, совершили свои ошибки и поняли, что главное ­— не технологии, а люди.

СТАЛЬНОЙ ГИГАНТ

Группа НЛМК — международный производитель стали с вертикально-интегрированной моделью бизнеса. Флагманский актив — Новолипецкий металлургический комбинат. Компания состоит из шести дивизионов: «Плоский прокат РФ», «Руда», «Сортовой прокат РФ», «Толстый лист Европа», «Плоский прокат Европа» и «НЛМК США», которые составляют производственную цепочку от добычи сырья до выпуска металлопродукции с высокой добавленной стоимостью. Компания является крупнейшим производителем стали в России: в 2018 году она произвела 17,5 млн тонн стали, выручка составила $12 млрд, ­чистая прибыль — $2,2 млрд.

Первый цифровой опыт

НЛМК давно и активно использует информационные технологии, просто раньше никто не называл автоматизацию производства цифровизацией. Это как с человеком, который не догадывался, что всю жизнь говорил прозой. Автоматика и сложные системы управления стали частью металлургического производства несколько десятков лет назад. Новая волна сбора и использования данных началась относительно недавно — она вызвана внедрением инструментов бережливого производства, которые требуют применения статистических методов.

Компания генерирует огромное количество данных, только они связаны не с клиентами, как у банков или ритейла, а с различными физическими и химическими показателями процессов. Эту информацию можно обрабатывать и использовать ее для повышения эффективности производства и повышения качества конечного продукта. Поэтому два года назад в группе НЛМК появились специалисты по большим данным и математическому моделированию, мы создали центр цифровых компетенций и запустили несколько пилотных проектов.

Через некоторое время мы заметили, что часть проектов успешно завершаются, мы видим красивые отчеты, но потом эти начинания тихо «умирают». Мы стали анализировать причины и поняли, что производственные подразделения часто не понимают, зачем им нужны эти новации. А если понимают цель, то не всегда верят в реальную пользу, зато четко видят риски. Например, у мастера появился электронный советчик, который рекомендует оптимальный выбор в той или иной ситуации, например, в какой пропорции смешать сырье. Однако ответственность за результат несет мастер, а не «советчик». Цена ошибки в реальном производстве высока, как можно довериться математической модели? Еще сложнее принять такой совет, когда ты не понимаешь, по какому принципу работает «черный ящик» алгоритма, какие закономерности учитывает. В результате мастер говорит: «Отлично, спасибо!» — и продолжает работать так, как считает нужным.

То есть некоторые наши эксперименты оказались не связаны с потребностями бизнеса и жили отдельной жизнью. Мы думали в первую очередь о технических инструментах (больших данных, датчиках, искусственном интеллекте и т. п.), а не о реальных потребностях производства. Очевидно, нужно было действовать по-другому.

Мы кардинально пересмотрели прежний подход и стали создавать смешанные, или, как мы их называем, «продуктовые» команды, в которые включили производственников, технологов, специалистов по ИТ и работе с данными. При этом руководили ими именно люди с операционным опытом -– начальники производственных участков или опытные мастера.

Работа команд началась с того, что производственников попросили обозначить свои проблемы и пожелания — у кого что «болит», кому что нужно для собственных планов. В НЛМК у всех сотрудников есть цели, которые связаны с нашей стратегией. Например, мы понимаем, как через пять лет должен работать конкретный прокатный стан, каким должно быть качество выпускаемой продукции, расход сырья, время простоев и т. д., чтобы стратегия в этой части была выполнена. И каждая бригада, которая работает с конкретным агрегатом, знает, каких результатов она должна добиться. Конечно, достичь этих целевых показателей непросто, иначе все компании были бы одинаково эффективными и прибыльными. Поэтому производственный персонал с готовностью откликается, если ему предлагают помощь в решении конкретных задач.

Команды обсуждают, в каких проблемных или высокопотенциальных направлениях могут помочь цифровые инструменты, формулируют гипотезы, как это можно сделать. Сейчас у нас десять таких команд на разных площадках, они объединяют более 100 человек. Специалисты разных подразделений вместе работают над математическими моделями и прототипами и тут же на производстве их тестируют. Здесь важны вовлеченность и скорость. Когда презентуются результаты проектов, это делают сами начальники цехов — они рассказывают, как инструмент помогает им повышать операционную эффективность.

В итоге производственные подразделения приняли идею, что совместная работа направлена на решение их задач, увидели потенциал в цифровых технологиях. Мы также дали людям возможность ошибаться. Не все проекты принесли отдачу, но общий технический и финансовый эффект, безусловно, положительный.

Завод на ладони

Изначально подразделение, занимающееся в компании цифровизацией, существовало отдельно от направления классического ИТ (сюда мы включаем ИТ-системы, инфраструктуру, поддержку, безопасность). Со временем мы поняли, что это не рабочий вариант. Сейчас подразделения объединены. Такая конфигурация позволяет решить еще одну проблему цифровизации — поставить цифровые инструменты на поток, вписать их в существующие системы, обеспечить их поддержку и развитие.

В настоящее время вложения НЛМК в отдельные ИТ-системы и цифровые инструменты составляют несколько миллиардов рублей. Но как процент от общих инвестиций эти расходы относительно невелики. Все дело в том, что металлургия — капиталоемкое производство, только на поддержание оборудования в состоянии высокой производительности, на его ремонт и обновление компания тратит свыше $500 млн в год. Но требования к автоматизации и к данным всегда включаются в состав таких инвестиций, поэтому на самом деле вложения в «цифру» существенно выше.

Основное направление цифровизации на НЛМК — производство. Это наш основной ресурс для улучшений и оптимизации, основной центр затрат. Здесь выше всего отдача от внедрения новых технологий. Важно отметить, что внедрение цифровых сервисов имеет техническую отраслевую специфику. При использовании одних и тех же инструментов компании сталкиваются с разными проблемами. Например,  мы работаем на многоуровневых производственных площадках, которые включают большое количество оборудования, сложные условия его эксплуатации, разные температурные режимы. Просто поставить Wi-Fi для передачи данных не получится. Нужно использовать другие технологии передачи сигнала, но это может быть дорого и небез­опасно. 

Еще одно существенное отличие: наше производство включает сложно моделируемые процессы. Например, еще ни у кого не получилось описать в рамках одной модели, как работает доменная печь. Сложные химические реакции протекают при высоких температурах с большим количеством расходных материалов — железосодержащего и угольного сырья, различных добавок. Такие процессы сложно моделировать, исходя из физических и химических закономерностей. Но есть и положительный момент — нейронную сеть по таким процессам можно обучать на эмпирических данных и предсказывать, как поведет себя процесс в будущем.

НЛМК постоянно занимается реконструкцией и строительством больших промышленных объектов — это проекты на сотни миллионов долларов, где важно выдерживать сроки и избегать ошибок при проектировании. Мы используем технологии компьютерного моделирования, которые позволяют создавать виртуальную копию (цифровой двойник) как самого объекта, так и процесса строительства — по времени и по стоимости. Это помогает заранее обнаружить и предотвратить ошибки в проектной документации, повысить производительность труда и снизить затраты.

Хороший пример — карьер Стойленского горно-обогатительного комбината, где мы добываем железорудное сырье и ежегодно извлекаем более 56 млн тонн руды и пустой породы. Руда залегает неравномерно, и в ней разное содержание железа. Рассчитать оптимальную разработку карьера — задача большой сложности. Наши инженеры построили цифровую трехмерную модель месторождения, визуализировали структуру запасов и условия залегания руд, а затем на основе модели разработали сценарий ведения горных работ на тридцать лет вперед. Опираясь на эти данные, мы составляем годовые и месячные планы, задания на смену и в автоматическом режиме их корректируем. Транспортные потоки в карьере также регулирует система-оптимизатор. Она направляет каждому водителю «Белаза» сообщение, где загрузить и выгрузить машину. Маршруты распределяются таким образом, чтобы руды с разным содержанием железа перемешивались, образуя однородную массу. С помощью этой системы компания увеличила объем производства железорудного сырья и оптимизировала план отработки месторождения.

Не все цифровые проекты завершаются успешно. После тестирования в течение нескольких месяцев становится понятно, что некоторые математические модели работают хуже, чем человек, они не предсказывают процесс с достаточной точностью. Причина не в том, что алгоритм плохой, просто на производстве есть процессы, где постоянно меняются входные данные. Например, мы выпускаем строительный прокат — арматуру. Сырьем для него служит лом, его состав неоднородный, контролировать его качество сложно. К тому же лом может поступать с разными добавками, причем это выясняется уже в процессе выплавки. Математическая модель основывается на данных, собранных за последние несколько лет, она советует что-то добавить или убрать во время процесса. Но она не может предугадать, что поступил новый лом, с которым компания раньше никогда не имела дело. В таких случаях правильно заниматься не компьютерным моделированием, а стабилизацией качества сырья. И здесь основной инструмент — бережливое производство, а не цифровизация.

Сейчас мы развиваем общую платформу данных и расширяем набор моделей. Планируем эти модели со временем объединять для сквозного улучшения процессов. Растет производительность труда, сложным агрегатом уже может управлять один оператор. При этом, я уверен, что, освобождая людей от рутинной и тяжелой работы, мы сможем предложить им новую и интересную деятельность в изменяющихся процессах. Тем более, что новые навыки и компетенции являются сквозными и могут применяться в разных направлениях, например, стабилизация и оптимизация ­процессов с помощью методов бережливого производства.

Цифровые сервисы

Помимо производства мы используем цифровые технологии и в других подразделениях компании, например, в управлении логистикой. У НЛМК сложная и высоко интегрированная производственная цепочка из нескольких заводов, в которой мы оптимизируем маршруты и запасы. «Цифра» помогает нам решать экологические вопросы, например, более эффективно очищать выбросы от вредных примесей, обеспечивать безопасность на производстве через анализ местоположения людей в реальном времени. Не стоит забывать и про внутренний клиентский сервис, когда цифровые технологии облегчают жизнь сотрудников. Сейчас мы работаем над целым набором программ, которые доступны с мобильных устройств. Помимо портала и внутренней социальной сети это, например, традиционная информация об оплате труда, расписание учебных курсов, оформление командировок и т. д.

Мы активно используем цифровые технологии для улучшения внешнего клиентского сервиса. Когда человек, например, заказывает еду или покупает вещи онлайн, он привыкает к определенному уровню сервиса — скорость, полнота информации о товаре, дополнительные опции, прозрачность статуса заказа. Хотим мы или нет, но такие же требования к сервису постепенно перетекают в B2B-сегмент. Если в банках, ритейле, телекоммуникациях и B2C-сегменте в целом эти инструменты стали уже традиционными, то в производственной сфере все только начинается. Мы создали онлайн-платформу, где у каждого клиента, оптового и мелкого розничного, есть личный кабинет, где он размещает заказы и контролирует их статус, выбирает способ доставки, ведет документооборот, общается с менеджером и т. д.

В прошлом году мы также открыли интернет-магазин для продажи стали небольшим конечным клиентам, которым, например, нужна одна машина с арматурой. Для нас это новый канал продаж и диверсификация в условиях жесткой конкуренции, для клиентов — снижение затрат и удобный сервис. Обороты быстро растут — объем онлайн-продаж в годовом исчислении уже составляет 120 тыс. тонн. Через онлайн-магазин мы можем «достучаться» до небольших покупателей, с которыми раньше не могли работать из-за слишком высоких затрат на офлайн-обслуживание. Работа онлайн помогает расширять ассортимент: мы начали включать в свою систему товары компаний, которые производят продукцию из нашей стали, а также наших партнеров — сети дистрибуции.

Используя цифровые инструменты, мы сформулировали для себя четыре урока:

1. Компания должна изначально понимать, зачем ей цифровизация, какую задачу она хочет решить и какую пользу получить. В противном случае этим лучше не заниматься.

2. Цифровые технологии нужно как можно плотнее интегрировать с бизнесом — они не должны жить своей жизнью, иначе превратятся в бесполезную игрушку.

3. Цифровизацию не следует отделять от остальной ИТ-системы — лучше строить единую структуру.

4. Основное внимание следует уделять не инструментам, а людям и новым процессам. Только тогда внедрение технологии пройдет успешно.

Об авторе. Григорий Федоришин — президент НЛМК (записала Юлия Фуколова, старший редактор HBR Россия).