Что будет с вашим бизнесом, когда пандемия закончится? | Harvard Business Review Russia
Стратегия

Что будет с вашим бизнесом, когда пандемия закончится?

Брейди Бейтс , Дев Патнаик , Мишель Лорет де Мола
Что будет с вашим бизнесом, когда пандемия закончится?
Markus Winkler / Unsplash

Сейчас всем компаниям мира нужно ответить на один и тот же вопрос: что будет, когда пандемия закончится? Супермаркеты и производители товаров широкого потребления столкнулись с неожиданным ростом спроса — но продолжится ли он? Спрос на услуги отелей и авиалиний, напротив, беспрецедентно упал — сможет ли он восстановиться? Киностудии, разработчики видеоигр и театры должны понять, как пандемия навсегда изменит привычки людей в секторе развлечений. Когда пандемия закончится, многие компании обнаружат, что их бизнес-модель существенно нарушена.

В последние несколько месяцев мы помогали топ-менеджменту компаний из разных сегментов, включая ритейл, развлечения, финансы и здравоохранение, разрабатывать планы на будущее. Мы поняли, что традиционное стратегические мышление не помогло этим компаниям подготовиться к будущей «новой норме». Чтобы добиться лучших ответов, нужен гибридный подход — сочетание традиционной бизнес-стратегии с современными идеями из социологии и теории инноваций.

Чтобы подготовиться к новой реальности после пандемии, нужно в первую очередь ответить на три вопроса. Во-первых, как на самом деле зарабатывает ваш бизнес? Многие компании до сих пор не нашли времени, чтобы описать свои ключевые стратегические отличительные особенности или показать, как деньги, товары и информация попадают от их поставщиков к потребителям. Во-вторых, от чего зависит работа вашего бизнеса? Определите главных заинтересованных лиц и их действия, которые влияют на вашу бизнес-модель.

Еще сложнее может быть ответить на третий главный вопрос: как после пандемии изменится поведение людей? Пандемия когда-нибудь кончится, но все же она длится достаточно долго, чтобы временные изменения поведения превратились в структурные. После пандемии что-то вернется на круги своя, что-то сильно изменится, а что-то исчезнет навсегда. Сложность заключается в том, чтобы понять, что относится к какой категории.

Для этого мы выделили три типа действий заинтересованных лиц, которые нужно проанализировать:

  • Устойчивые действия — это практики, которые, скорее всего, после кризиса восстановятся в практически неизменном виде. Например, в первые месяцы после 11 сентября люди не останавливались в отелях, но в конце концов их поведение вернулось на уровни до 11 сентября. Отелям нужно было только пережить период затишья.

  • Изменившиеся действия — это действия, которые, вероятно, восстановятся после кризиса, но в фундаментально ином виде. Например, после 11 сентября люди перестали летать на самолетах. Когда полеты возобновились, было очевидно, что в аэропортах нужно ввести более строгие протоколы охраны. Аэропорты вложили огромные средства в охранную инфраструктуру, чего они раньше делать не спешили. Это оказалось очень выгодно для бизнеса производителей систем безопасности.

  • Исчезнувшие действия — это действия, которые, вероятно, исчезнут вовсе или сменятся какими-то альтернативами. Например, после 11 сентября запретили проносить напитки через пункты досмотра аэропорта. Владельцы кофеен, находившихся до точки досмотра, вдруг обнаружили, что люди больше не покупают у них кофе и воду, приезжая в аэропорт. Теперь во внешних частях аэропортов осталось намного меньше продуктовых магазинов.

Как предсказать изменения поведения?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Цель как средство
Роберт Квинн,  Анджан Такор
Как воспитывать зарубежных «дочек»
Кале Прашант,  Сингх Харбир,  Раман Ананд