А теперь с двух сторон | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

А теперь с
двух сторон

Автор: Хэннафорд Стив

читайте также

Скромное обаяние быстрых умом

«Вас не слышно»: что не так со звуком в видеоконференциях и как это можно изменить

Джеймс Норманн

«Мы быстро сдвигаемся в сторону закрытости»

Мария Подцероб

Руководители, которые не прощают

Манфред Кетс де Врис

Наверное, вы слышали термин олигополия — так называют рынок, контролируемый несколькими продавцами. Менее известное слово олигопсония означает рынок с несколькими покупателями. Скажем, если вы производите какао-бобы, то продаете их, скорее всего, компании Cargill или ADM — больше в общем-то и некому. Если делаете авиадетали, круг ваших потенциальных клиентов также очень узок — кроме Lockheed Martin и Boeing в него входит горстка компаний, строящих самолеты.

А если компания действует на рынке, похожем и на олигополию, и на олигопсонию? Такая ситуация (для ее обозначения я предложил использовать термин олигономия) встречается сейчас все чаще. Самый известный представитель олигономного рынка — Wal-Mart.

Экономисты уже давно предупреждали о том, что при олигополиях возможен рост цен в результате сговора между поставщиками, и в этом они видели основную их опасность. Между тем Wal-Mart пользуется своим рыночным господством, напротив, чтобы снижать цены. Поставщики на олигономическом рынке попадают в такое зависимое положение, что мирятся с низкими нормами прибыли — иначе им не выжить. Компания, которая сотрудничает с Wal-Mart, знает, что на замену ей всегда найдется другой поставщик — мебельная фабрика в Китае, фермер в Бразилии и т. п., — готовый предложить еще меньшую цену.

Целью большинства слияний было создание олигономий: они защищены от циклических колебаний, поскольку могут регулировать и затраты, и цены. У мелких и средних компаний, имеющих дело с этими гигантами, такой защищенности нет, поэтому им приходится выбирать одно из трех. Первое: стать крупнее за счет все тех же слияний. Второе: обзавестись уникальными технологиями и стать незаменимыми. Третье: обойти олигономию, продавая товар напрямую через Интернет.

В разных отраслях — от металлургии до производства игрушек — сейчас идет консолидация. Значит, рано или поздно большинство компаний почувствуют, что олигономия дышит им в затылок. От того, как они поведут себя в этой опасной ситуации, будет зависеть их выживание.