Менеджмент/Стратегия

Глобализация для России

Глобализация для России

|9 февраля 2010|Сулл Доналд

БОЛЬШИНСТВО РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ озабочены конкурентоспособностью своих компаний на мировом рынке. Одни хотят компенсировать риск, связанный с деятельностью в России, выводя подразделения в более стабильные регионы. Другие надеются снизить стоимость капитала, привлекая зарубежные инвестиции и размещая свои акции за границей (как это сделали «ВымпелКом» и «Вимм-Билль-Данн», которые вышли на Нью-Йоркскую биржу). Третьи (например, крупные нефтегазовые компании, Объединенная металлургическая компания или «Руст», производитель водки «Русский стандарт») стремятся вывести свои товары на глобальные рынки. Наконец, многие вынуждены идти на это, просто для того чтобы выжить. У производителей товаров широкого потребления, таких как «Вимм-Билль-Данн» и парфюмерно-косметический концерн «Калина», фактически нет выбора: чтобы сохранить независимость, им необходимо вступать в конкуренцию с мощными глобальными корпорациями. Итак, есть множество причин стремиться к глобализации, и все же российским бизнесменам следует помнить, что это сопряжено с риском.

Выйти на мировой рынок непросто независимо от того, в какой стране находится компания, пожелавшая это сделать. Руководители вынуждены решать множество сложнейших задач: изучать особенности разных рынков, бороться с конкурентами, разбираться в незнакомом законодательстве и создавать сложные структуры для управления подразделениями в нескольких странах. Российским компаниям будет особенно тяжело: среди неблагоприятных факторов, затрудняющих их деятельность, нехватка капитала, относительно низкая покупательная способность населения, недостаточно развитые прикладные технологии (хотя фундаментальная наука в России, наоборот, очень сильна) и, наконец, коррупция. Мало того, российский рынок, который должен служить основой экспансии, — один из самых непредсказуемых в мире. Российским менеджерам приходится думать о возможных колебаниях валютных курсов, болезненных последствиях для экономики в случае падения цен на нефть, изменчивой политике правительства, непрогнозируемых темпах инфляции и изменениях процентных ставок, а также растущей конкуренции со стороны иностранных компаний.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:
Подпишитесь, чтобы иметь доступ ко всем материалам hbr‑russia.ru: