Потребители нефти, объединяйтесь!* | Harvard Business Review Russia
Стратегия

Потребители нефти, объединяйтесь!*

Дэвис Гед

Нефтяные картели изначально задумывались как защитные механизмы. Поставщики создавали их в условиях избыточного производства, чтобы стабилизировать динамику цен на сырую нефть. Предполагалось, что поставщики будут поддерживать некий резерв производительности и таким образом влиять на цены, добиваясь как можно большей стабильности. Это соответствовало интересам как самих поставщиков, так и потребителей (хотя последние предпочли бы, чтобы стабильность обходилась им несколько дешевле). Однако сегодня нефтедобывающие державы почти исчерпали имеющийся у них резерв производительности, и аналитики уже поговаривают о цене порядка $100 за баррель. Это значит, что теперь объединяться надо потребителям, чтобы сообща защищать собственные интересы.

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), учрежденная в 1960 году, была не первым картелем такого рода. В 1930-х организация с несколько неподходящим названием Техасская железнодорожная комиссия своим постановлением ограничила производство нефти в штате с целью предотвратить падение цен. Чуть раньше крупные международные нефтяные корпорации попытались стабилизировать курс цен с помощью так называемого Соглашения Акнакарри, предусматривавшего совместное определение норм добычи нефти. Постановления Техасской комиссии и Соглашение Акнакарри потеряли смысл в 1970-х, когда добыча нефти в США шла полным ходом, а члены ОПЕК отобрали у нефтяных корпораций роль основной действующей силы на рынке энергоносителей.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему игры не помогут Netflix
Эдди Юн,  Кристофер Локхед,  Николас Коул
Комплексный подход к продажам
Дадли Роберт,  Нараяндас Дэс
Мирный путь к революционной инновации
Голденберг Джейкоб,  Горовиц Рони,  Левав Амнон,  Мазурский Давид
Как выстоять в кризис, не меняя курса
Дэниэл Айзенберг,  Алессандро Ди Фиоре