Экономика рикошета | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Экономика рикошета

Авторы: Махаджан Виджай , Уинд (Джерри) Йорам

Экономика рикошета

читайте также

Критическая масса на долгий срок

Прейссер Клер,  Самуэлсон Джудит

Увеличивая, сокращаем

Педжелс Кевин,  Хук ван Ремко

100 самых эффективных генеральных директоров мира

Harvard Business Review

Атакуй и обороняйся: как расти, снижая расходы

Ранджай Гулати

Развитые страны захлестывают все новые и новые волны иммигрантов из стран развивающихся. Политики обеспокоены отрицательными последствиями этого процесса: перегруженностью системы социального обеспечения, нехваткой рабочих мест и межэтническими конфликтами. При этом они не замечают, что иммиграция способствует формированию и развитию огромного международного рынка, денежные потоки которого идут на родину переселенцев. Это явление, названное «экономикой рикошета», описали Виджай Махаджан и Камини Банга в книге «The 86% Solution».

Экономика рикошета растет вместе с экономикой развивающихся стран. Денежные переводы в эти государства по объему уступают только прямым иностранным инвестициям. Финансовые вливания осуществляют разбросанные по миру «граждане иммигрантского государства», численность которых равна населению Бельгии, Португалии и Греции вместе взятых. Но поскольку традиционные организации не работают с этим рынком (они привыкли делить рынки по географическому признаку), многие компании недооценивают его потенциал. Это значит, что они упускают очень большие возможности.

В 2005 году иммигранты, работающие в разных частях мира, отправили на родину более $230 млрд. Из них, по данным Всемирного банка, $167 млрд попали в развивающиеся страны (что превышает объем ВВП Сингапура). Эти данные не в полной мере отражают действительность, поскольку не учитывают неформальную экономическую деятельность. В действительности сумма переводов примерно в полтора раза больше. И это лишь прямые денежные переводы. Объем экономики рикошета заметно увеличивается за счет потока товаров, путешествий, телефонных звонков и других видов обмена. Кроме того, экспаты — основные инвесторы в венчурные фирмы и частные фонды у себя на родине, а знания и влияние одними деньгами не измерить.

Но некоторые компании все-таки разглядели перспективы этого рынка и разработали новый вид услуг. Теперь иммигранты, проживающие в развитых странах, могут купить любые продукты — от цемента (мексиканский концерн Cemex) до товаров повседневного спроса (центральноамериканский ритейлер La Curacao) и даже ипотечных кредитов (мексиканская компания Hipotecaria Nacional) — и с помощью местных компаний отправить их родственникам на родину. Переводы осуществляются через банки, кредитные общества и даже небанковские организации: Western Union, Wells Fargo, испанский банк BBVA, индийский ICICI Bank, Citigroup и Bank of America. Розничный гигант Wal-Mart предлагает своим американским клиентам перевести деньги в Мексику меньше чем за $10 и выдает получателям этих переводов подарочный сертификат на сумму 20 песо (около $2), которым можно расплатиться в любом магазине сети. А многие банки вообще сделали перевод денег бесплатным, в то время как раньше эта услуга была довольно дорогой. Кроме того, они стали выпускать кредитные карточки, привязанные к счету американского клиента, для его близких родственников, проживающих на родине.

Компании обслуживают иммигрантов и с помощью различных медианосителей: от веб-сайтов, связывающих экспатов в разных уголках мира (например, sulekha.com для индийцев), до телесериалов на испанском языке и болливудских фильмов. Хотя эти продукты изначально ориентированы на переселенцев, они привлекают более широкую аудиторию потребителей. Cisneros Group of Companies — частный венесуэльский конгломерат, занимающийся СМИ, развлечениями, техникой и потребительскими товарами, — инвестировал в несколько американских испаноязычных медиакомпаний, в том числе в Univision, и всего за семь месяцев разработал новую мобильную услугу Movida. Предоплаченные звонки в Мексику и другие страны Латинской Америки с территории США теперь стоят очень дешево. Взаимодействие между развитым и развивающимся рынками стало основой успешной деятельности многих компаний. Экономика рикошета предоставляет все больше возможностей для бизнеса. Пользуетесь ли вы ими? Сколько иммигрантов среди ваших клиентов и остались ли у них родственники на родине? Можете ли вы включиться в процесс пересылки товаров и денег в их страны? Подумайте, не нанять ли вам менеджера по этими вопросам.