Cтратегическое планирование может быть открытым? | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Cтратегическое планирование может
быть открытым?

Авторы: Ланцеротти Лора , Ньюстед Барри

читайте также

Краткая история способов конкуренции

Кен Фаваро

Три шага назад: что делать, если вы слишком много делегировали

Энн Шугар

Семейный бизнес: уроки для дистрибуторов

Ньесен Карлос,  Родригес Хулио

Как не упустить лучших соискателей в эпоху удаленного найма

Рэй Рингель

Обычно разработка стратегии — прерогатива руководства: у него есть специальные аналитические инструменты и жесткие механизмы принятия решений. Однако Фонд Wikimedia (некоммерческая организация, управляющая сетевым ресурсом «Википедия») пошел по иному пути и привлек к разработке стратегии сотни тысяч своих участников из всех стран мира. Для этого на сайте был создан специальный раздел, где каждый мог поделиться своими идеями и соображениями.

Результатом этого эксперимента, завершившегося в июле 2010, стала полноценная стратегия, которая будет определять развитие «Википедии» в ближайшие пять лет. Конечно, абсолютная открытость в выработке стратегии подойдет далеко не каждой компании. И даже в Wikimedia не обошлись без использования некоторых вполне традиционных элементов: высшее руководство фонда задало приоритетные направления развития и само вырабатало бизнес-план. И все же мы уверены, что опыт заслуживает серьезного внимания. Этот подход может помочь организациям полнее отвечать потребностям групп интересов, будь то их клиенты, поставщики или даже коллеги.

Участников Wikimedia привлекли к работе над двумя важнейшими элементами планирования: они выявляли возможности роста на ключевых рынках и искали способы заинтересовать тех, кто формирует контент. Китайское вики-сообщество главное препятствие для развития ресурса видит в цензуре. Участники выступили против привлечения государственного финансирования и, чтобы свести цензуру к минимуму, предложили проводить неформальные мероприятия для членов виртуального сообщества. А в Индии считают, что для привлечения редакторов со знанием местных языков и создания новых систем доступа — мобильной и печатной — необходимо шире пропагандировать «Википедию».

Стратегия «с открытым кодом» — способ заручиться поддержкой потребителя, от замысла до воплощения. Wikimedia отказалась от главенства в стратегическом планировании, а взамен получила активную вовлеченность своих авторов — главного ресурса всей системы. Руководство верит, что люди не захотят оставлять начатого дела. Реальный вклад потребителей, возможность взглянуть на свою работу их глазами с лихвой компенсируют утрату монополии на руководство и дополнительные временные издержки на сбор идей.

Как эффективно организовать работу масс:

Не тяните с обнародованием Не пытайтесь отшлифовать все до последней строчки, иначе вы рискуете, что люди потеряют интерес к происходящему и вместо живого обсуждения ограничатся голосованием.

Не старайтесь причесать результаты Дайте участникам возможность самим проанализировать полученный материал и сделать собственные открытия

Дайте время на размышление Подключая волонтеров на разных стадиях, давайте время, чтобы обдумать ответ. Жесткие дедлайны задушат диалог и покажут, что вы не принимаете во внимание занятость аудитории.

Отдавайте себе отчет, что массы могут, а чего нет Открытая дискуссия полезна в решении многих вопросов стратегического планирования, но некоторые аспекты, вроде распределения ресурсов, надо оставить в ведении руководства.