Менеджмент/Стратегия

Когда платформы атакуют

Когда платформы атакуют

|29 октября 2015|Чжу ФэнЛю Цихун

Небезызвестно, что Amazon начинала как онлайновый книжный магазин, но сейчас вряд ли найдется что-то, чего нельзя было бы купить на ее сайте. Компания то зарабатывает деньги, то как обычный ритейлер, то как посредник, предлагающий чужие товары: сторонние продавцы платят за использование платформы, примерно так же, как на eBay. Бизнес-модель, соединяющая продавцов и покупателей, сейчас востребована как никогда. Посмотрите на Uber и Airbnb (первая сводит пассажиров с водителями, а вторая — путешественников с арендодателями) или на Facebook, Apple и Twitter (они запускают в свои экосистемы приложения сторонних разработчиков). Венчурные капиталисты обожают такие платформы, ведь благодаря им можно быстро вырасти при малых инвестициях: Airbnb как посредник развивалась быстрее, чем если бы ей пришлось строить и эксплуатировать отели.

Фэнь Чжу, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, стал изучать модели платформ, и к нему сразу посыпались вопросы сторонних продавцов на Amazon: что будет, если платформа начнет сама предлагать их товары, вместо того чтобы связывать их с покупателями? Чем больше Чжу беседовал с продавцами, тем очевиднее становилось, что это не пустые опасения. «Они видят, что для владельца платформы она превратилась в опытную площадку. Наблюдая, как мы изобретательно конкурируем на своих рынках, они потом снимают сливки — выбирают лучшие наши предложения, чтобы торговать ими самим», — говорили они.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:
Подпишитесь, чтобы иметь доступ ко всем материалам hbr‑russia.ru: