Не до грибов | Большие Идеи

・ Стратегия

Не
до грибов

Бизнес — занятие не для слабаков, и в России особенно.

Автор: Марина Иванющенкова

Не до грибов

читайте также

Миллиард на дне

Евгения Чернозатонская

Будущее для маркетологов

Джин Корнфилд,  Марк Бончек

Создаем новые Гонконги

Пол Ромер

Лучший совет в моей жизни

Лаудер Вильям

Недавно на одной конференции мы разговорились с сотрудником стартапа, о котором когда-то охотно писали СМИ. Молодой человек занимается поиском денег для развития бизнеса и старается не пропускать мероприятия, где могут присутствовать люди из венчурной индустрии. Несколько лет назад этот стартап разработал продукт в сфере дополненной реальности. Сначала в качестве потенциальных потребителей рассматривались западные компании — и некоторые из них проявили интерес к проекту. Но дальше встреч дело не пошло, поскольку тогда у стартапа не было ничего, кроме идеи. Потом появились небольшие деньги от инвесторов и прототип устройства, но пропало желание работать с b2b-клиентами. Теперь стартап меняет бизнес-модель — собирается продавать коробочный продукт конечным потребителям. Это все планы, а как идут дела сейчас? Плохо идут, денег осталось всего на два месяца. Стартаперы ищут очередных инвесторов в России, которые помогут протянуть до следующего транша.

Тем временем денег на российском венчурном рынке становится меньше. Согласно исследованию PwC и РВК, объем венчурных сделок в нашей стране в 2015 году уменьшился на 52% по сравнению с 2014-м. Нестабильная экономическая ситуация, пишут авторы исследования, снизила порог принятия инвесторами венчурных рисков: фокус со сделок на ранних стадиях сместился на более зрелые компании с понятными перспективами. Доля инвестиций в проекты ранних стадий составляла в прошлом году 9% против 29% в 2014-м.

Семь лет назад экономический кризис оставил без работы сотни тысяч людей –- и дал толчок развитию предпринимательства в России. Многие не могли или не хотели работать по найму и начали создавать собственные компании. Но было достаточно и обычных охотников за инвесторами, пытавшихся продать им сырые идеи подороже. В итоге слово «стартап» превратилось чуть ли ­не в ругательное, а инвесторы заговорили о дефиците достойных проектов.

Дмитрий Чихачев из фонда Runa Capital сравнивает ситуацию со стартапами в России с процессом сбора грибов: «Лучшее время идти по грибы — утро пятницы, потому что потом в лес придут дачники. В воскресенье утром там уже почти ничего не останется, а вечером будут попадаться только растоптанные мухоморы. В конце 2013 года российский рынок выглядел так, будто по нему прошла толпа грибников. Сейчас, мне кажется, наступил понедельник-вторник». Впрочем, на многих полянах «грибы» растут все дни недели и без нормальной питательной среды. Бизнес — занятие не для слабаков, и в России особенно.

Вдобавок к внешним проблемам растущему бизнесу нужно решить массу внутренних. О том, что важнее для стартапа — человек или идея, зачем молодой компании стратегия и управленческая иерархия, как не сойти с дистанции и масштабировать бизнес, читайте в этом номере HBR.