Стабильность против динамизма | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стабильность
против динамизма

Привычки держатся до последнего, но потом все-таки умирают. 

Автор: Макграт Гюнтер Рита

Стабильность против динамизма

читайте также

Чем пандемия опасна для культуры вашей компании

Дженни Чатман,  Франческа Джино

Методы краудсорсинга при поиске работы

Лиор Зореф

Что не так со SWOT-анализом

Дэвид Эрон,  Лоуренс Мински

Соискателя найдет кадровик-алгоритм

Томас Чаморро-Премузик

Мне кажется очень верным утверждение, что решение о покупке клиенты принимают не столько из лояльности, сколько по привычке. Бихевиористика может помочь нам понять очень многое о факторах, влияющих на решение покупателя. По мнению Лафли и Мартина, ее подсказки пригодятся и при разработке продукции, и в управлении брендами. Я полностью солидарна с этими авторами: люди принимают решения преимущественно бессознательно — и, уверена, любая компания выиграет, сделав этот процесс проще, быстрее и комфортнее. Почему в самых разных отраслях хорошо работает система подписки на продукты? Она позволяет клиентам не затруднять себя выбором, а поставщикам — без проблем получать постоянный доход.

Теория кумулятивного преимущества отлично срабатывает в классической стратегической обстановке, описанной Мартином Ривзом и его коллегами из Boston Consulting Group (BCG): границы отрасли четко обозначены, база конкуренции стабильна, чрезвычайных обстоятельств нет и выгодную позицию на рынке удержать несложно. BCG указывает, например, на очень длинные продуктовые циклы компании Mars: Snickers и M&M’s (впервые представленные, соответственно, в 1930 и 1941 годах) до сих пор мировые бестселлеры. Такая же история у Procter & Gamble (Tide), Unilever (Dove), PepsiCo (Tropicana).

Однако все больше компаний работают в других условиях. Границы их отраслей размыты. Примерами могут служить сферы розничных продаж, развлечений или телекоммуникаций. Здесь всегда чрезвычайная ситуация: компании угрожают как новички (об этом говорит Клейтон Кристенсен), так и конкуренты с другой бизнес-моделью или из смежных сфер. А казавшиеся вечными конкурентные преимущества могут оказаться низвергнутыми буквально за одну ночь теми, кто догадается оцифровать ваш продукт (помните энциклопедию «Британника»?) или превратить его в услугу (Zipcar, Airbnb и Uber). Apple и Google, вполне вероятно, не планировали разрушать рынки фотокамер-«мыльниц», устройств GPS, телерекламы или прогнозов погоды — но, так или иначе, сделали это (см. врез «Поработает, пока не сломается: Изменчивость конкурентных преимуществ»).

Стратегический перелом

Там, где размываются традиционные барьеры для входа на рынок или новые технологии рушат привычные границы, необходим принципиально новый подход к стратегии. По этому поводу отлично выразился Энди Гроув: «Момент перелома — это та точка, в которой начинают меняться фундаментальные основы работы компании». Переломный момент очень сложно разрулить традиционными стратегическими приемами, тем более что значимость его видна не сразу. В 1903 году братья Райт доказали возможность воздухоплавания — но до 1908 года никто не принимал их всерьез. Даже с появлением в 1914-м первых коммерческих полетов мало кто понимал, что аэропланы кардинально изменят жизнь таких отраслей, как доставка почты, железнодорожный и водный транспорт.

Потребительские привычки, как верно отметили Лафли и Мартин, — мощная защита конкурентных пре­имуществ. Тем не менее привычки, как и все прочее, можно изменить. А когда передовые технологии открывают перед компаниями новые бизнес-модели, этот процесс может оказаться стремительным.

Вспомним потенциал, который вы­свободили в 2004—2007 годах четыре разных, но идущих в одном направлении стартапа. В 2004 году появился Facebook. В 2005-м запущен YouTube. В 2006 году компания Amazon представляет платформу Amazon Web Services (AWS). В 2007-м в продажу поступают iPhone (Apple) и ОС Android (Google). Как отмечает аналитик рынка технологий Бен Томпсон, AWS упростила и удешевила создание онлайн-компаний, YouTube сделал то же с выгрузкой видео, а Facebook предложил готовый канал для обмена этим видео. Невероятная популярность мобильных телефонов сделала все это общедоступным. В наши дни пара ребят с идеей и навыками программирования (и без особых активов) способны через пару дней или недель бросить вызов глобальным монстрам.

GILLETTE ПРОТИВ DOLLAR SHAVE

Именно это произошло в 2012 году с запуском DollarShaveClub.com. Обещание бренда было простым: отличные недорогие бритвы без ненужных примочек по подписке доставят до вашей двери. Три в одном: дешевле, не надо идти в магазин и решена проблема «вечно не вовремя кончились лезвия». Предложение оказалось тем более привлекательным, что привычка просто брать в магазине с полки новую бритву уже была нарушена: дорогие компактные станки стали приманкой для воров, и многие магазины начали запирать их в витрины. Сегодня Dollar Shave Club отвоевал 8% рынка бритв в США, оцениваемого в $3 млрд, но для нас еще важнее его доля в кассетах: 15% согласно последним данным!

В 2010 году Gillette владела 70% мирового рынка бритвенных принадлежностей, и миллионы верных покупателей послушно переходили вслед за ней на все более дорогие новые бритвы. Как сообщалось, Procter & Gamble приобрел бренд в 2005 году за $57 млрд. Это был классический бизнес высокого качества, с большой долей рынка — а Gillette и P&G, как подтверждает их история, отлично умели создавать у покупателей привычку к своим товарам. У них явно было сильнейшее кумулятивное преимущество. Но когда бизнес достиг переломного момента, его оказалось недостаточно.

В июле 2016 года компания Unilever согласилась купить Dollar Shave Club примерно за $1 млрд наличными. Основатели бренда были довольны. Инвесторы тоже. Клиенты тем более. А конкуренты? Вряд ли. Как писала газета The Wall Street Journal, доля рынка P&G на рынке мужских бритв и лезвий упала в 2015 году до 59%. Одной из ответных мер стало создание Gillette Shave Club. Увидев в подписке опасность разрушения покупок «по привычке», P&G стала предлагать подписку и доставку и другой продукции, включая дорогостоящее средство для стирки Tide PODS.

Двадцать лет назад никто и представить не мог, чтобы за несколько недель рекламное сообщение охватило 20 миллионов человек без гигантских трат на телевизионную и другую рекламу. Но компания Dollar Shave Club сумела достичь этого с помощью увлекательного видео, продвижения через соцсети — и нескольких энтузиастов, бесплатно рассказавших всем вокруг о новинке.

ПОРАБОТАЕТ, ПОКА НЕ СЛОМАЕТСЯ

Изменчивость конкурентных преимуществ

Любая теория, претендующая на объяснение причинно-следственных связей, верна только в определенных условиях. Она подтверждается в одной обстановке, но совершенно не работает в другой.

В последние годы компании ищут свои стратегические ниши по-­новому. Часто сдвиг обусловлен как раз ограничениями среды. Например, в начале ХХ века доминировали компании, за счет массового производства достигавшие экономии на масштабе. Это продолжалось вплоть до послевоенных лет. Список Fortune 500 за 1970 год показывает, что в США преобладали индустриальные титаны наподобие General Motors, General Electric, Exxon Mobil и Union Carbide.

С появлением коммуникационных и компьютерных технологий стратегическое конкурентное преимущество стало переходить к компаниям, использовавшим ИТ для добавления к товарам услуг, и бизнес-моделям с упором на использование информации, а не только совершенствование характеристик товара. Примерно к 1995 году к промышленным гигантам в списке Fortune 500 вдруг добавились Walmart, AIG, Enron и Citigroup.

А в наши дни динамика конкурентных преимуществ вновь изменилась. Выигрывают те, кто не владеет активами, а имеет доступ к ним. К тому же появилась целая категория «платформенных» компаний, таких как Google, Apple и Facebook, — и размер их клиентской базы достаточен для запуска механизмов самоусиления. Эта динамика, часто называемая сетевым эффектом, подтверждает: чем больше у компании клиентов, тем ценнее она в глазах новых клиентов. Этим преимуществом стоит пользоваться компаниям-первооткрывателям новых товаров и услуг.

Но помните: каждая теория имеет ограничения. Попытки применить ее вне заданных условий могут привести к неприятностям.

МЕНЯЯСЬ, ПРОДОЛЖАЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАКОМОЕ

Мы видим, что даже такого зубра, как P&G, можно застать врасплох. Это ставит перед нами сложный вопрос: «Как же руководству компаний сбалансировать два подхода: укрепление кумулятивного преимущества и силы привычки и необходимость меняться?».

Всегда полезно в новом формате задействовать накопленные навыки. Хороший пример — компания Target. Ее предшественником был классический универмаг Dayton’s — впоследствии Dayton Hudson и, наконец, Marshall Field’s. В 1960 году его директора увидели возможность занять растущий сегмент рынка, требующий новых форматов — это были потребители, которые, несмотря на стремление к экономии, ценили хороший дизайн и комфортный шопинг. Чтобы защитить свой сильнейший бренд, компания дала новому проекту другое название. Легендарный логотип с глазом быка, символизирующим мишень, намекал, что новый магазин попадает точно в цель: удобство, цены и забота о покупателе.

В середине 1970-х сеть Target превзошла по продажам универмаги компании. В 2000 году компания сменила имя с Dayton Hudson на Target — ведь именно эта сеть теперь стала ее основным бизнесом. В 2004 году компания и вовсе продала бренды универмагов, чем завершила масштабную трансформацию.

Другой пример преобразования компании с опорой на ее прежние сильные стороны — переход норвежского газетного издательства Schibsted в онлайн. В отличие от многих, компания Schibsted сочла уход рекламы в интернет не угрозой, а стимулом для бизнеса. С конца 1990-х годов ее руководители активно предлагали мелким рекламодателям размещаться на ее сайте. Этот шаг изменил ее судьбу. Сверре Мунк, бывший тогда исполнительным вице-президентом компании по стратегии и зарубежным связям, вспоминает: «Было очевидно, что интернет и реклама буквально созданы друг для друга». Schibsted, долго выступавшая как традиционная медийная компания, сумела установить тесные связи с рекламодателями и перевести все свои СМИ на новую бизнес-модель, обеспечивавшую экономию на масштабе для редакций и для пиара. Фирма стремилась внедрить новые технологии во все аспекты медиабизнеса и положить конец вечному «перетягиванию каната» между традиционным и электронным контентом в СМИ.

БАЛАНС СТАБИЛЬНОСТИ И ДИНАМИЗМА

В 2012-м я написала для HBR статью «How the Growth Outliers Do It» — в ней были проанализированы цифры чистого дохода 2347 акционерных компаний с рыночной капитализацией свыше $1 млрд за 10 лет (2000—2009). Оказалось, что всего 10 из них сумели последовательно наращивать чистый доход на 5% или больше все эти годы (конечно, результаты работы компании можно измерять по-разному, но именно этот показатель, с моей точки зрения, лучше всех характеризует стабильный успех). Напрашивается вывод: постоянный рост доходности обеспечить очень трудно — особенно в такие сложные периоды, как кризис 2008 года. И второй вывод: некоторым компаниям все-таки удается достаточно долго поддерживать его. Я обнаружила, что этим компаниям удавалось сбалансировать элементы стабильности (культуру, взаимоотношения, лидерство и даже стратегию) и динамизма (быструю мобилизацию ресурсов, рыночные эксперименты, мобильность кадров).

Не так давно я разговаривала с Малкольмом Фрэнком, топ-менеджером консалтинговой фирмы Cognizant (компания попала и в описанное исследование, и в его обновление 2015 года, где я скорректировала критерии: в список включались все компании, превысившие 5-процентный рост хотя бы один год из десяти, и их набралось примерно 5300). Фрэнк сказал, что его организация никогда не забывает о мимолетности конкурентных преимуществ: «То, что пять лет назад было потолком… через пять лет станет полом». Cognizant последовательно исключает виды работ, которые не сулят роста. При этом компания исключительно стабильна. Франсиско Д’Суза возглавил Cognizant в 2007 году, а в целом состав руководства не менялся с ­2005-го. Культура компании, как говорят ее лидеры, отражает «устоявшуюся систему ценностей».

НО ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ к важнейшей идее, на которой основываются Лафли и Мартин: чаще всего мы не знаем истинных мотивов своего выбора. Чем лучше бизнес-стратегам и маркетологам удается понять ее, тем больше вероятность, что им удастся привить потребителям нужные привычки — и, что не менее важно, вовремя заметить признаки изменения этих привычек. Здесь может пригодиться теория Клейтона Кристенсена — «работа, которая нам нужна». По его утверждению, мы не приобретаем продукты — по сути, мы нанимаем их, чтобы те выполнили для нас какую-то работу. И перечень рабочих заданий, провоцирующих большинство покупок, удивительно постоянен. Скажем, коммуникация. За период, прошедший от сигналов, передаваемых дымом костра, до Pony Express, телеграфа, телефона и современных коммуникационных технологий, наше основное задание — пересылать сообщения другим людям — не изменилось. Однако сам способ его выполнения пережил гигантскую эволюцию. Если компания сосредоточится на самой работе (а не конкретике ее выполнения в данный момент времени), то, возможно, ей удастся изобрести более совершенный способ до того, как это сделает конкурент.

Руководители компаний часто упускают этот момент из виду. Клиенты с легкостью «нанимают» другое решение, если оно лучше выполняет их рабочее задание — как это произошло с бритвами по подписке.

* деятельность на территории РФ запрещена