Дело случая и десять тысяч часов | Большие Идеи

・ Стратегия

Дело случая и десять
тысяч часов

Каждому нравится думать, что он всего добился сам. На самом же деле в каждой истории выдающегося успеха можно разглядеть стечение исключительно благоприятных обстоятельств. И конечно, нужны годы упорного труда.

Автор: Федюкин Игорь

Дело случая и десять тысяч часов

читайте также

Круглый стол «Интеллектуальное общество, ориентированное на человека»

Четыре шага, которые увеличат продажи среднего бизнеса

Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

Продайте свой продукт прежде, чем его создадите

Дэвид Буркус

Инфографика: Когда поражение кажется победой

Open. визуализация: Хили; Энн-Мэри,  Золли Эндрю Данные:

Марита встает в 5:45 утра, чтобы успеть на занятия к 7:25. Учится она до пяти вечера, еще полчаса уходит на дорогу домой. Вечером Марита часа два-три готовится к завтрашнему дню, еще полчаса — ужин; значит, ей иногда удается закончить все дела к девяти вечера. Часто, особенно если нужно еще написать эссе, Марита сидит до 10 или даже 10:30. Но ей обязательно надо лечь спать не позже одиннадцати, иначе на следующий день трудно будет продержаться. В неделю у нее только один выходной — воскресенье. Марите двенадцать лет, и она учится в средней школе.

Марита трудится очень много: 70—80 часов в неделю. Ее нагрузка сопоставима, например, с нагрузкой молодого юриста, надеющегося дослужиться до партнера. Разумеется, после окончания школы Марита почти наверняка поступит в хороший университет, а значит, ее ждет вполне успешная карьера и достойный уровень жизни. Почему же судьба ­оказалась столь благосклонна к Марите, дочери малообразованной матери-одиночки из Южного Бронкса, одного из самых бедных районов Нью-Йорка? Все дело в том, пишет Малкольм Гладуэлл в своей новой книге «Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?», что Мариту приняли в академию KIPP (Knowledge Is Power Program) — одну из нескольких экспериментальных школ, предназначенных именно для детей из проблемных кварталов. Благодаря этому у нее появилась возможность усвоить новые ценности, непопулярные в таких районах: она узнала, что такое самодисциплина и достижение успеха, почувствовала интерес к учебе, веру в себя. Иначе говоря, Марита получила шанс на успех.

Малкольм Гладуэлл — обозреватель журнала The New Yorker, автор бестселлеров «Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» и «Озарение. Сила мгновенных решений». В первом он размышлял о том, как происходят исторические перемены, во втором — как мы принимаем решения, «не думая». В своей новой книге Гладуэлл ополчился на мифологию личного успеха, краеугольный камень американской национальной мечты. Человек, который добивается всего сам, создает себя с нуля, — основа основ американ­ской культуры. Разумеется, в этой парадигме неуспех становится чем-то почти постыдным, он­ ­свидетельствует о недостаточности приложенных усилий. Такая вера в себя уходит корнями в пуританские представления о том, что успех — это проявление избранности человека. В широком смысле миф об успехе достойнейшего характерен для современного общества в целом: мы исходим из того, что лучшие абитуриенты поступают в вуз, лучших кандидатов принимают на работу, лучшие спортсмены побеждают в соревнованиях, а лучшие компании — в конкурентной борьбе. По данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в сентябре 2007 года, 53% россиян считают, что успех — это скорее результат усилий самого человека, и лишь 32% объясняют его преж­де всего удачным стечением обстоятельств. При этом среди молодежи в возрасте до 35 лет успех связывали в первую очередь с личными усилиями 61% опрошенных. Очевидные нарушения этого принципа мы воспринимаем как серьезный сбой в общественном устройстве.

В действительности же, пишет Гладуэлл, приписывать свои достижения исключительно собственным заслугам значит обманывать себя. Все знают, что люди часто добиваются успеха благодаря связям, коррупции и т.д.; об этом даже говорить неинтересно. Не секрет и то, что существуют привилегированные группы населения и их представителям гораздо проще добиться успеха, чем выходцам из бедных, неблагополучных семей и т.д. Общество осознает, что это несправедливо, и пытается разными мерами выравнивать стартовые возможности. Однако, показывает Гладуэлл, есть целый ряд факторов, о которых мы даже не задумываемся.

Возьмем, например, спорт. Предполагается, что в ведущие профессиональные команды изначально отбирают самых талантливых. Но так ли это? Вот перед нами список юниор­ской сборной Чехии по хоккею за 2007 год: из 22 ее членов 11 родились в январе — марте, тогда как в сентябре — декабре лишь двое. Все дело в том, что при определении возрастных категорий датой отсечения оказывается 1 января. Будущих профессиональных хоккеистов начинают отбирать очень рано, поэтому родившиеся с января по декабрь попадают в одну возрастную категорию. Но в восемь или в десять лет разница между «январскими» и «декабрьскими» мальчишками, а это 8—10 месяцев, довольно значима: «январский», как правило, крупнее и подвижнее, у него лучше координация. Конечно, отбирающим тренерам кажется, что он способнее. В результате он будет больше тренироваться под руководст­вом самых квалифицированных наставников, ему выдадут первоклассное обмундирование, он будет чаще играть с сильными противниками — и через несколько лет действительно станет «лучше». Получается, что родившимся в ноябре — декабре не имеет смысла даже пробовать себя в хоккее: статистически у них почти нет шансов попасть в сборную. То же самое происходит и в других команд­ных видах спорта (только там датой отсечения может быть, например, сентябрь). Более того, исследования выявляют подобную возрастную дискриминацию и в начальной школе: самые младшие дети в классе кажутся учителям менее сообразительными. После нескольких лет стабильно низких оценок и постоянных придирок учителей эти дети и сами начинают считать себя неспособными.

Успех, таким образом, очень сильно зависит от того, какой шанс нам выпадает изначально. Легендарные герои Силиконовой долины — трое отцов-основателей Microsoft (Билл Гейтс, Пол Аллен и Стив Балмер), глава Apple Стив Джобс, четверо соз­дателей SUN Microsystems и Эрик Шмидт, нынешний генеральный директор Google, — почти ровесники: родились между 1953 и 1956 годами. При этом пять из этих девяти лидеров компьютерной отрасли родились в один год — в 1955-м. Разгадка в том, считает Гладуэлл, что самая важная дата в истории вычислительной техники приходится на январь 1975-го, когда в продажу поступил компьютер Altair 8800. Это был первый компакт­ный компьютер, который мог конкурировать с доминировавшими на тот момент гигантскими и очень дорогими мейнфреймами; Altair 8800 можно было собрать самому, и стоил он всего $397. Энтузиасты программирования впервые получили шанс ­завести свой домашний компьютер и практиковаться, сколько душе угодно. Но для этого нужно было родиться в «нужное» время. Если к январю 1975-го вы уже окончили университет и поработали несколько лет в IBM или другой крупной фирме, этой игрушкой вы вряд ли бы заинтересовались. Компьютер для вас уже прочно ассоциируется

с мейнфреймом, у вас есть дом, семья­, кредиты, вы не бросите хорошую работу ради экспериментов с само­дельным «Альтаиром». Но быть слишком молодым тоже плохо: нужны определенный опыт и познания, чтобы немедленно воспользоваться новой возможностью, — иначе вы не успеете и все «места» займут другие. Оптимальный возраст — 21 год, то есть родиться надо году в 1954-м.

Если посмотреть внимательно, то подобные случайности выпадали на долю каждого self-made man, гордящегося собственными достижениями, утверждает Гладуэлл. Показательна в этом отношении история Билла Гейтса. Она хорошо известна: юный вундеркинд бросает Гарвард, чтобы вместе с друзьями основать компанию, ставшую впоследствии одной из крупнейших корпораций мира. Своим успехом он обязан не биржевым спекуляциям и не скважине, по счастливой случайности пробуренной в нужном месте, — бизнес Гейтса построен на интеллектуальном продукте; про него действительно можно сказать, что он сам, из ничего, создал свой успех. В общем, классической пример американской мечты.

Но Гладуэлла эта трактовка не уст­раивает: все забывают о целом ряде мелких обстоятельств, оказавших, тем не менее, решающее влияние на судьбу миллиардера. Во-первых, родители Гейтса были людьми состоятельными: отец — преуспевающий юрист, мать — дочь президента банка. Именно поэтому в седьмом классе не слишком усидчивого Гейтса, которому было скучно в обычной школе, перевели в привилегированную част­ную — с множеством кружков и дополнительных занятий. На второй год пребывания Гейтса в школе открыли компьютерный клуб — и это в 1968 году, когда компьютеры были не у каждого университета. Еще одна случайность: вместо того чтобы уста­новить обычное для того времени устройство с перфокартами, школа, в которой учился Гейтс, приобрела всего за пару лет до того изобретенный телетайп, да еще с прямым выходом на мейнфрейм, установленный в General Electric. Программирование с помощью перфокарт было бы кропотливым, занудным, требующим огромной усидчивости: перфокарты надо было «набивать» с помощью специального устройства, потом физически доставлять до компьютера и ждать результата — обычно сообщения об ошибке. Работа же на телетайпе куда больше напоминала программирование на компьютере в сегодняшнем понимании, то есть через дисплей. Кто знает, увлекся бы Гейтс компьютерами, если бы он начал с перфокарт? Этим его везение не ограничивается. За доступ к компьютеру надо было платить, а машинное время тогда стоило недешево даже для частной школы. Но так получилось, что мать одного из учеников была соучредителем новой компании, которая собиралась торговать почасовым доступом к вычислительным мощностям. Гейтс и его друзья по клубу получили компьютерное время бесплатно — за это они брались тестировать новые прог­раммы. В итоге будущий создатель Microsoft еще в школе мог работать на компьютере, сколько душе угодно. Для 1960-х это была абсолютно уникальная ситуация: по словам самого Гейтса, тогда во всем мире едва ли набралось бы и полсотни подростков, имеющих такую возможность практиковаться в программировании. И это еще не все счастливые случайности. Дом его родителей в Сиэтле находился недалеко от университета, так что в старших классах Гейтс тайком уходил ночью из дому и пешком добирался до круглосуточно работавшего вычислительного центра. И когда Гейтс решил бросить Гарвард, за плечами у него уже было семь лет опыта программирования.

Правота идеи, согласно которой для достижения успеха нужно родиться

в «нужное время в нужном месте», подтверждается постсоветскими реа­лиями. Можно предположить, что среди топ-менеджеров российских финансовых, торговых, телекоммуникационных и других «новых» компаний преобладают люди, родившиеся примерно в 1970-м: в начале 1990-х прямо со студенческой скамьи они попали

в только что открывавшиеся тогда офисы западных компаний. Чтобы стать олигархом, надо было быть немного старше — к началу 1990-х уже обладать кое-какими связями и опытом позднесоветского кооперативного бизнеса. Владимир Потанин родился в 1961 году, Михаил Ходорков-

ский — в 1963-м, Михаил Прохоров — в ­­1965-м, Роман Абрамович — в 1966-м, Олег Дерипаска и Рубен Варданян — в 1968-м. Говоря шире, для нас не секрет, что компании, появившиеся вовремя, то есть в момент зарождения отрасли, имеют гораздо больше шан­сов на успех, нежели те, что пытаются выйти на уже сложившийся рынок.

Удача в описании Гладуэлла не сваливается с неба. Исследование, проведенное в 1990-х среди студентов Берлинской музыкальной академии, показало, что качество игры жестко коррелирует с количеством времени, проведенным за инструментом еще в детстве. Исследователям не удалось найти ни «гениев» (которые бы стали виртуозами, занимаясь меньше других), ни «неспособных» (тех, кто много практиковался, но так ничего и не добился). Как оказалось, чтобы стать первоклассным мастером, нужно «наработать» порядка 10 тысяч часов — по подсчетам Гладуэлла, именно столько времени провел Гейтс за компьютером, прежде чем создать Microsoft, а Моцарт — за клавесином, прежде чем стать признанным композитором. Гейтсу повезло, что он получил неограниченный доступ к телетайпу, как и Марите — что ее приняли в академию KIPP. Все остальное, однако, зависело от их личной готовности отдать 10 тысяч часов (четыре года по 50 часов в неделю) занятиям.

Идеи Гладуэлла подразумевают вполне определенные выводы, касающиеся корпоративной кадровой политики. В интервью BBC по поводу выхода книги он говорил, что наше общество слишком нетерпеливо: человеку в лучшем случае дают «испытательный срок» в полгода-год, после чего выносят приговор, хорош ли он для какой-то работы. Но сложной профессией овладеваешь лишь за пять-десять лет. Возможно, правы те компании, которые меньше времени уделяют охоте за «уникальными талантами» и больше — созданию условий для профессионального роста своих сотрудников, предоставляя им возможность наработать те самые 10 тысяч часов.