Поставки как стратегия | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Поставки
как стратегия

Поиск инновационных решений

Авторы: Низен Карлос , Уэллер Вулф

Поставки как стратегия

читайте также

Драма генерального директора: акт второй

Надлер Дэвид

«Лучше быть одной, чем жить с тем, кто не помогает вашей карьере»

Авива Виттенберг-Кокс

Досталась плохая команда — не беда

Лайан Дэви

«Важно во всем, что делаешь, искать большой масштаб»

Анастасия Иванова,  Наталия Жукова,  Павел Кантышев / "Ведомости"

В 2004 году, всего за несколько дней до неожиданной победы Греции на Чемпионате Европы по футболу, Adidas поставила на европейские рынки более 145 000 футболок с символикой греческой команды. Грамотный маркетинг, правда? Конечно. Но, пожалуй, совершенство системы глобальных поставок Adidas впечатляет куда больше: благодаря централизованной цепочке поставок, охватывающей дочерние компании в разных странах, Adidas «точно вовремя» создавала одежду и аксессуары с символикой не только греческой сборной, но и команд других стран — следя за тем, как они продвигаются вверх по турнирной сетке. Успех Adidas объясняется гибкой стратегией поставок: следуя ей, компания не делала больших инвестиций в материалы или готовые продукты и тем самым максимально сократила свои риски.

Благодаря подобным удачным приемам управление системой поставок перестает быть просто одной из операционных функций и переходит на более высокий уровень — становится неотъемлемой частью стратегии компании. Недавно мы с коллегой Хейди Дерингером провели опрос 156 руководителей отделов снабжения и поставок. По мнению более 90% респондентов, за последние три года их обязанности расширились. Теперь от них во многом зависит сокращение производственного цикла, они инициируют разработки инновационных продуктов, следят за качеством выпускаемых товаров и даже, как в Adidas, налаживают тесное сотрудничество с продавцами. Их новая деятельность приносит компаниям немалый дополнительный доход.

А вот как управление системой поставок и снабжения стало частью стратегии концерна Boeing. Когда в компании началась разработка нового пассажирского самолета 787 Dreamliner, роль снабженцев заметно выросла: теперь они ищут поставщиков уже не отдельных деталей, а целых узлов. Разработка и производство самолета практически полностью переданы на аутсорсинг — его доля в $8 млрд, выделенных на создание Dreamliner, достигает 40%. Крылья делает Mitsubishi, шасси — Messier-Dowty, люки — Latecoere. «Субподрядчики отвечают за разработку, а мы — за интеграцию», — говорит Джеймс Рено, директор Boeing по разработке новых продуктов. Еще пять лет назад казалось, что снабженцы вряд ли в ближайшее время получат такую важную роль.

В Clorox также многие новые продукты создают вместе с поставщиками. Чтобы выпустить чистящее средство, не повреждающее поверхность, она установила партнерские отношения с химической компанией, которая разрабатывает вещества, защищающие «нежные» поверхности вроде тефлонового покрытия.

Сейчас производители в поисках инновационных решений часто пытаются расширить круг своих поставщиков, и Clorox в этом отношении — впереди всех. Компания обращается за помощью к опытным поставщикам: просит их подсказать, у кого есть новые технологии или какие-то другие решения, на основе которых можно создать многообещающие новинки. К примеру, подразделению фармакологической компании, разработавшему новый подсластитель, именно поставщики помогли вывести его на рынок. Они нашли маркетинговые агентства, которые предложили продукт не только диабетикам, но и производителям еды и напитков, и даже ресторанам быстрого питания.

Предлагает инновационные решения своим корпоративным клиентам и Henkel Group. Кроме многого другого, она выпускает липкую ленту, прокладки и прочие клеящиеся материалы для производителей автомобилей и бытовых приборов. Снабженцы компаний-потребителей часто просят инженеров Henkel найти решения, которые сократили бы затраты на сборку. Для одного клиента Henkel придумала 14 способов экономить время и деньги при производстве холодильников, в частности, предложила упаковочный пенопласт на липкой ленте и клейкие прокладки.

Управление системой поставок и снабжения способствует не только развитию инновационной деятельности, но и повышению прибыли. Если достойным поставщикам передавать вопросы, связанные с материалами и упаковкой, и даже некоторые неосновные функции научно-исследовательских отделов, то компания освобождает ресурсы, которые можно инвестировать в продажи, маркетинг, дистрибуцию и более прибыльные продукты. В электронной промышленности управление системой поставок и снабжения уже давно «работает» на стратегию компаний. Скажем, Hewlett-Packard разрабатывает серверы и принтеры вместе с партнерами-

поставщиками, которые благодаря этому быстрее запускают новые продукты в серийное производство.

Все больше компаний начинают понимать роль системы поставок и снабжения, и все чаще им не хватает толковых, творчески мыслящих руководителей соответствующих подразделений. А это значит, что ценность таких специалистов будет только расти.