Бизнес в эру стейкхолдеров | Harvard Business Review Russia
Стратегия

Бизнес в эру стейкхолдеров

Юбер Жоли
Бизнес в эру стейкхолдеров
Иллюстрация: Joerg Glaescher

В июне 2020 года я возвращался в Миннеаполис, чтобы в последний раз принять участие в заседании совета директоров Best Buy в качестве председателя. Проезжая по Хеннепин-авеню, я видел заколоченные витрины магазинов по обеим сторонам улицы. В мае был убит Джордж Флойд, и город еще не оправился от последовавших за этим бунтов и протестов. Примерно в то же время в Австралии и Калифорнии бушевали лесные пожары. Несколькими месяцами ранее мир охватила пандемия из-за нового, недавно обнаруженного медиками вируса.

В 2020 году мысль о том, что бизнес существует не в вакууме, стала еще более очевидной.

Еще до начала пандемии COVID-19 все больше руководителей отказывалось от доктрины Милтона Фридмана, считавшего увеличение акционерной стоимости единственной целью компании. Они осознавали, что бизнес должен служить всем заинтересованным лицам: сотрудникам, клиентам, поставщикам, местным сообществам и акционерам. Хотя зарабатывание денег, конечно, оставалось первоочередной задачей, многие лидеры задумались о том, зачем они занимаются бизнесом и чьим интересам служат.

Затем пандемия перевернула весь мир с ног на голову. И сейчас, когда столько корпораций стараются справиться с кризисом здравоохранения и его экономическими последствиями, продолжат ли руководители и впредь заботиться не только о стоимости акций, но и о чем-то большем?

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема

Во время глубокого кризиса, затронувшего разные сферы жизни, стало очевидно, что деловой мир не может процветать, когда сотрудники, клиенты и члены разных комьюнити постоянно испытывают проблемы со здоровьем, планета задыхается от лесных пожаров, а общество расколото.

Возможность

Все больше лидеров считают, что корпорации должны учитывать потребности всех своих стейкхолдеров — сотрудников, клиентов, поставщиков, местных сообществ, — а не только акционеров.

Решение

Лидеры должны изменить представление о своей миссии и о менеджменте. Им необходимо поставить перед бизнесом благородную цель, заботиться о людях и сформировать такую среду, в которой каждый человек сможет развиваться и добиваться успехов. Создать более устойчивое будущее поможет декларация взаимозависимости.

Надеюсь, что да. Сейчас не время отступать. Пора ускоряться. Период глубокого, многопланового кризиса доказал, что деловой мир не может процветать, когда здоровье сотрудников, клиентов и разных комьюнити оставляет желать лучшего, когда наша планета в огне и общество расколото. Совершать одни и те же действия десятилетиями в надежде получить другой результат — это безумие, как сказал когда-то Эйнштейн. Сегодня для бизнеса и капитализма нам нужен новый фундамент, который поможет выстроить более устойчивое будущее. Пришло время принять декларацию взаимозависимости, с помощью которой лидеры бизнеса станут заботиться прежде всего об общем благе и человеческих потребностях всех стейкхолдеров.

ДЕКЛАРАЦИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

Четыре направляющих принципа для новой эпохи капитализма.

•‎ Ответьте на вопрос, в чем смысл бизнеса. Работа — важный этап, помогающий найти смысл жизни, самореализоваться, принести пользу обществу. Каким человеком и лидером стать, каких целей хотелось бы достичь, какую память оставить о себе потомкам — каждый должен ответить на эти вопросы, а затем действовать в соответствии с намеченным планом. Не менее важно понять, что движет окружающими людьми и как связать их устремления с целью организации.

•‎ Определите благородную цель компании. Цель бизнеса — вносить позитивные изменения в рабочий процесс, гармонично служить интересам всех заинтересованных сторон — клиентов, поставщиков, местных сообществ и акционеров. Получение прибыли — первоочередная задача и важный результат, но не конечная миссия. Компании должны стать «человечными» организациями, которые следуют благородным целям и заботятся о людях как в хорошие, так и в трудные времена.

•‎ Высвободите «человеческую» магию. Лидерам нужно научиться формировать среду, которая позволяет каждому сотруднику сопоставлять свои личные устремления с целью компании. Они должны развивать подлинные человеческие отношения, благодаря которым каждый член коллектива ощущает свою сопричастность общему делу и свою значимость. Необходимо создать организацию, которая поощряет автономность, профессиональный и личностный рост. Именно это приведет к удивительным результатам.

Переосмыслите суть лидерства. Каждый лидер должен следовать пяти правилам.

- Четко определять цель, понимать, к чему стремятся окружающие его люди и как сочетаются их устремления с миссией компании.

- Осознавать, в чем состоит роль лидера. Задача не в том, чтобы быть «самым умным парнем в комнате», а в том, чтобы создать среду, в которой другие могут процветать и добиваться успеха.

- Понимать, чьим интересам он служит. Человек, который трудится только для себя или старается угодить только своему боссу или президенту компании, плохой лидер. Лидеры должны «служить» тем, кто работает «на передовой», а также всем окружающим. Тогда люди смогут проявить себя с лучшей стороны.

- Руководствоваться ценностями и стремиться поступать правильно. Это основополагающее требование.

- Оставаться собой в разных ситуациях и не бояться казаться уязвимым. Мы должны руководствоваться не только логикой, но и прислушиваться к сердцу. Слышать, видеть и чувствовать. Мы должны быть людьми.

Мой собственный опыт и наблюдения за последние 40 лет показывают: изменить курс компании, чтобы она стремилась не только к максимальной прибыли, но и к удовлетворению потребностей работников, клиентов, поставщиков, членов сообществ и акционеров, нелегко. Для этого нужны лидерские качества. В данной статье я поделюсь своей философией, которую я сформировал в ходе карьеры и которая помогла возродить Best Buy. В общем, это нечто большее, чем фрагментарный отчет о корпоративной социальной ответственности или об окружающей среде, социальном развитии и управлении. Речь о фундаментальном изменении курса компании в соответствии с целью и о попытке развить лучшее, что есть в людях. Я считаю, что фокус бизнеса должен быть направлен на человека и великую цель.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КОМПАНИИ — ВНОСИТЬ ВКЛАД В ОБЩЕЕ БЛАГО

Чтобы бизнес влиял на перемены в обществе, мы, лидеры, должны считать компании не бездушными объектами для зарабатывания денег, а «человечными» организациями, в которых отдельные личности сотрудничают друг с другом во имя единой цели. Она должна вести к получению общего блага, менять жизнь к лучшему — а это и есть, по мнению автора и консультанта Лизы Ерл Маклеод, «благородное предназначение» компании. При этом подходе зарабатывание денег остается первоочередной задачей, но получение прибыли не конечная цель, а, скорее, результат успешной стратегии, в основе которой лежит миссия организации. Именно так Best Buy изменила свой путь и вновь поднялась до высот, казавшихся в 2012 году невероятными. И эта компания не исключение: выручка подобных организаций, практикующих «сознательный капитализм», в 14 раз превысила аналогичный показатель большей части фирм из списка S&P 500 за 15 лет. Многие научные труды подтверждают, что следование цели действительно приносит плоды.

Как лидеры воплощают эту мечту в реальность? Прежде всего, они помогают сформулировать благородную миссию компании. Чтобы определить ее, найдите точку пересечения следующих областей: то, в чем нуждается мир, то, чем увлечены вы и ваша команда, то, в чем ваша фирма достигла высот, и то, где она может получить хорошую прибыль. Как это выглядело у Best Buy? После долгих размышлений мы в конце концов решили, что конечная цель компании — обогатить жизнь наших клиентов с помощью технологий, удовлетворяя их ключевые потребности в таких сферах, как развлечения, продуктивность, общение, еда, безопасность, здоровье и благополучие. Это много значило для нас, как с личностной, так и с профессиональной точки зрения. Кроме того, данная идея вдохновляет гораздо больше, чем мысль о том, что ты просто торгуешь бытовой электроникой.

советуем прочитать

Об авторе

Юбер Жоли (Hubert Joly) — бывший председатель совета директоров и CEO компании Best Buy, старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса, автор (совместно с Кэролайн Ламберт) книги «The Heart of Business». Вошел в список 100 лучших CEO мира по версии журнала Harvard Business Review, был признан одним из 30 лучших CEO в мире по версии издания Barron’s и одним из 10 лучших CEO в США по версии сервиса Glassdoor.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать